Мы, учителя, прошедшие курс обучения на кафедре философии образования (я не побоюсь говорить за всех), с благодарностью вспоминаем эти занятия. Изучение модели ПНК МОП помогло новым взглядом посмотреть на образовательный процесс, на учащихся и на себя как на субъектов этого процесса. В современных условиях учить учиться, обучать, применяя новые приемы и методы, искать разные способы взаимодействия и подачи материала сложно, но возможно! И очень бы хотелось, чтобы представители администрации школ, несмотря на свою загруженность, нашли время  прослушать этот курс, затем посылать на учебу педагогов. Ведь если рассматривать  образовательный процесс как  ПНК МОП, многие проблемы уходят сами. Понимая это, в школах не придется заново изобретать велосипед, а достаточно будет его усовершенствовать!
Безусловно, кризис образования существует, детям неинтересно учиться, они не хотят (или не умеют) самостоятельно добывать знания, читать познавательную литературу, энциклопедии. Не будем определять причины происходящего (хотя «Отыщи всему причину, и ты многое поймешь...» К. Прутков), постараемся с этим дальше работать!
Наверное, каждый выпускник педагогического вуза, решивший остаться работать в школе после учебной практики, именно так определяет свою миссию: безвозмездно отдавать себя детям, способствовать развитию индивидуальности каждого ребенка, работать над становлением детского коллектива, привлекать к взаимодействию семьи и т. д.  Работа и с детьми, и с родителями во все времена требовала саморазвития учителя. Ведь он, как факел, должен всегда гореть, светить, призывать, вести за собой, отпускать в жизнь и освещать путь, стараться оставить добрые воспоминания о себе и о школьных годах. И так же как и каждый ребенок хочет быть хорошим, каждый пришедший в школу учитель хочет быть хорошим учителем, хорошим коллегой и, в конце концов, успешным в становлении своей педагогической карьеры.
«Меняется мир, меняется ученик, и вслед за ними должны меняться и школа, и учитель». Должны... Далеко не во всех кабинетах школ есть мультимедиасистемы, не говоря о SMART-досках. А у ученика  уже есть айпод, айфон, айпэд и много другой умной электроники, которая посчитает цифры, переведет текст, покажет дорогу. Поэтому и приходится учителю пичкать ученика книжными сведениями и натаскивать на готовые ответы, потому что проверочные работы, которые исходят свыше, (чаще в виде тестов), пробные ГИА и ЕГЭ не способствуют творческому взаимодействию личности учителя и ученика, а от учителя требуют показателей!  
Хотя каким бы печальным ни казалось наше учительское положение, мы,  московские учителя,  в более выгодной позиции по сравнению с учительством России, где зарплата едва достигает 15 тысяч при максимальной нагрузке с классным руководством и кружками.      
Нельзя не затронуть и сторону семейного воспитания. Сколько родителей еще в детском саду не реагируют на советы воспитателей больше проводить времени с детьми, разговаривать с ними на различные темы, ограничить время просмотра мультиков и просиживания за компьютерными играми... У родителей ответ прост: «Пойдет в школу - всему научат!.. Школа обязана... Школа должна...» Учитель на то и учитель, чтобы учить, но без желания ребенка и родителя никакого взаимодействия не получится! Ученики и родители должны понимать, что учителя в школе - в первую очередь друзья, наставники, помощники, тьюторы, но знания добываются ребенком самостоятельно!  Дома ребенку необходимы защита, помощь, поддержка, понимание и родительская забота! Учитель не может передать свои знания, он может обогатить сведениями и подтолкнуть, направить на получение новых. Если учитель на дом дает задание поисково-творческого характера, почему бы не подключиться родителям, а многие из них только сетуют, что в школе много задают и перегружают детей!
К нам в кадетский корпус пришел новый молодой учитель истории, аспирант, имеющий опыт работы в архивах. Как интересно у него на уроках! Тишина, и все работают, обсуждают только историю! Пообщавшись с ним, я искренне обрадовалась его отношению к жизни, к своему предмету. Сколько в нем оптимизма! Он во всем видит историю, в каждом школьном предмете: в литературе, математике, географии. Я поймала себя на мысли, что свою технологию я тоже вижу везде: в географии (появление на Руси каких-либо пряностей, овощей и т. д.), истории (развитие костюма и деталей одежды), химии (кулинария), литературе («Сказание о белгородском киселе»).
Я думаю, что каждый учитель смотрит на жизнь через призму своего предмета. Значит, наша задача - объединяться, делиться накопленным педагогическим опытом, перенимать лучшее, устраивать блоки совместных уроков! Может быть, через сайт кафедры философии образования организовать взаимодействие заинтересованных учителей, устраивать семинары и вебинары, делиться опытом проведения междисциплинарных учебных занятий, обсуждать, спорить, задавать вопросы, находить ответы?

​Галина ВОРОНКОВА, учитель технологии кадетской школы №1770 «Московский кадетский музыкальный корпус»