Как заявила член Комиссии ОП по развитию науки и образования Любовь Духанина, в целом по России 17% детей не усваивают программу на базовом уровне. Количество учащихся, имеющих проблемы со звукобуквенным анализом, составляет более 60%. В таких условиях совершенно не удивительно, что пришлось снизить пороговое значение ЕГЭ по русскому языку. Но в результате мы получили то, что есть на самом деле, без прикрас. Оказалось, что реальная оценка уровня знаний наших детей находится на катастрофически низком уровне.
- Единое образовательное пространство в области русского языка и литературы разрушено фактически до основания, - подтвердила слова коллеги зав. кафедрой филологического образования МИОО Людмила Дудова. - Утрачены единые цели и задачи преподавания этих предметов, вымывается российская гражданская идентичность, дети больше не чувствуют причастности к великой русской культуре. Такие слова, как честь, доблесть, достоинство, уважение, служение, перестали быть популярными, утратили высокий смысл. Словарный запас не только обычных граждан и чиновников, но даже учителей литературы значительно уменьшился. Зато на порядок увеличились требования к педагогам со стороны всевозможных бюрократических структур, которые сегодня диктуют школе, как правильно жить и работать. Дошло до того, что в результате реорганизации сети учреждений начали сокращать количество библиотек, выбрасывать книги, которые не соответствуют определенным стандартам.
По словам Людмилы Васильевны, необходимо вернуть высокий статус учителю русского языка, ведь именно педагог-словесник учит писать, думать, читать. Без этих качеств невозможно овладение любыми другими учебными дисциплинами.
- Наши дети не читают, и это прискорбно, поскольку чтение призвано формировать духовность человека, помочь сохранить культурный код, - высказалась доцент кафедры образовательных технологий в филологии РГПУ имени А.И.Герцена Елена Ядровская. - В процессе чтения должны участвовать разные сферы человеческой психики, прежде всего эмоции и воображение. Но в современных учебных пособиях отсутствуют задания на эмоциональную оценку прочитанного!
Литература, убеждена Елена Робертовна, - это тот предмет, в котором процесс обучения гораздо важнее результата, потому что здесь основной упор сделан на обсуждение прочитанного, высказывание собственного мнения, позиции. Прошло то время, когда одно и то же произведение надо было всем трактовать только с одной позиции, теперь у каждого человека есть право рассматривать книгу под своим собственным ракурсом. Но этому нужно учить, чтобы помочь школьникам раскрыть все богатство эмоций и чувств, которое автор заложил в своем произведении. И ни в коем случае не ставить на первое место чисто количественные показатели, на которых сейчас выстроена вся система оценки деятельности ученика и учителя.
- Нас пока еще спасает то, что мы живем и работаем по старому ФГОС, - считает профессор кафедры методики преподавания литературы МПГУ, руководитель Федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов по литературе Сергей Зинин. - В нем в отличие от нового есть содержание, учителю понятно, чему конкретно учить и что спрашивать. А что будет потом в плане итогового контроля? Полная неразбериха.
Сергей Александрович высказал мнение, что нам необходимо разработать две концепции филологического образования - школьного и вузовского, чтобы педагог с самого начала знал, что его ожидает в школе и к чему нужно готовиться уже сейчас.
- Конечно, приобщить ребенка к чтению - очень важная задача, но гораздо важнее научить его понимать прочитанное, - заявила доцент МГПУ Наталья Кутейникова. - Ведь очень многие дети сегодня просто не в состоянии понять смысла вопроса, оттого у них и результаты такие на ЕГЭ,  потому что «я думал, они имели в виду вот это!».
На круглом столе было высказано немало и других интересных предложений. Например, говорили о том, что предложение создать список из ста книг, необходимых к прочтению каждым школьником, вряд ли способно приобщить детей к литературе, поскольку тот, кто не хочет читать даже одну книгу, не станет читать ни десять, ни пятьдесят, ни сто. При этом наличие некой подборки произведений, способных охарактеризовать ту или иную эпоху, никто не отрицает.
Также говорили о том, что Россия в сфере методики преподавания литературы занимает лидирующую позицию и нам есть о чем сказать миру. На Западе нет как таковой системной модели развития школьника. Более того, только в нашей стране предмет «Литература» преподается с 1-го по 11-й класс, такого нет нигде! Однако, к сожалению, сегодня методика преподавания литературы оказалась под угрозой. Об этом свидетельствует не только уменьшение количества защищенных диссертаций, но и уменьшение приема в аспирантуру, уничтожение кафедр, размывание предмета и науки.
И конечно же, вспомнили о сочинениях. Точнее, о том, что возвращение выпускного сочинения ни в коем случае не стоит расценивать как возврат к старому, ибо от этого будет хуже всем. Необходимо искать новые подходы и ни в коем случае не спешить, чтобы не наломать дров...