Но поскольку мы все не веруем в чудеса, надо признать, что на самом деле все ее необыкновенные способности передались по наследству, от родителей. Они, по словам самой Маргариты Александровны, люди простые, всю жизнь трудились в Рязанском научно-исследовательском институте газорезных приборов стеклодувами. Они были истинными мастерами, художниками. Их изделия выставлялись на выставках. Отца, мастера-самоучку и изобретателя, и сегодня нередко приглашают в институт как консультанта.
- Стеклодув - интересная профессия. Для меня это было своеобразное таинство, - говорит Маргарита Александровна. - Папа вообще был творческим человеком. Он очень хорошо рисовал, фотографировал. Его снимки демонстрировались на выставках. Когда я училась в музыкальной школе, он вместе со мной учился играть на фортепиано, пел в хоре. А еще он спортсмен, участвовал в марафонских забегах.
Когда маленькая Рита пошла учиться, школа стала для нее, как часто говорят, вторым родным домом. Она с такой радостью училась в ней, что после выпускного ей даже не хотелось расставаться с родными стенами, с учителями.
Подрастая, девочка любила играть с малышами, благо во дворе их было немало. Она с ними общалась, объясняла непонятное домашнее задание, играла в их игры. Чем больше была разница в возрасте, тем сильнее тянуло ее заниматься с малышами. И потому, когда возник вопрос, кем быть, естественно, выбрала профессию учителя начальных классов. Хотя могла бы пойти и в музыкальное училище (педагоги не раз отмечали ее особые способности). Девочка не только хорошо играла на фортепиано, но и обладала прекрасным голосом. Могла бы также поступить и в художественное. Но решила учить детей. И потом в школе все эти таланты ей пригодились.
Уже после первого курса Маргарита Никонорова устроила для себя практику в детском лагере, хотя на практику посылают только после третьего курса. И так проходило у нее каждое лето. Общение с детьми для нее всегда истинное удовольствие, но важно то, что при этом она постигала тонкости педагогической профессии.
Свои таланты она не прятала, активно занималась в студенческой художественной самодеятельности. В зимние каникулы вместе со своими однокурсниками ехала на «гастроли» по деревням. И это тоже началось еще на первом курсе. Бывало, в дороге в электричке они придумывали новые номера.
Вряд ли найдется учитель, даже самый призванный, рекомендованный небом на эту профессию, который бы не волновался, впервые переступив порог школы. И Маргарита Никонорова очень беспокоилась. Для нее, несмотря на полученный опыт еще в детстве и юности, такой дебют тем не менее тоже представлялся экзаменом на профессиональную состоятельность.
- Мне очень хотелось понравиться детям. Помню, они смотрели на меня настороженно, потому что свою первую учительницу (она ушла в самом начале учебного года) они очень любили и расставание с нею было почти болезненным. Родители тоже смотрели на меня с недоверием: сможет ли эта молодая, без опыта, заменить прежнюю? Что будет теперь с их детьми, как они будут учиться?
Но опасения с той и другой стороны были напрасными. Ребята очень скоро привязались к Маргарите Александровне, нередко встречали ее и, окружив, вместе шли к школе.
Маргарита Александровна понимала: чтобы привить детям охоту учиться, надо сделать уроки увлекательными. Ведь от нее зависело, как дети будут относиться к учебе в дальнейшем - в средних и старших классах.
Но понимать недостаточно, надо еще знать, как это делать. И потому она обратилась к теории - к известной системе академика Леонида Занкова. Ее заинтересовала методика, при помощи которой обучение, воспитание и развитие ребенка превращаются в единый процесс. Система способствует раннему развитию детей, учит их думать, логически мыслить, а не просто запоминать заданное. Однако далеко не все, даже опытные учителя, берутся за подобную систему обучения. Есть в ней и «подводные камни»: не все дети способны заниматься в одном темпе, одни все схватывают на лету, другим для этого нужно время. А у Маргариты Александровны и сильные ученики не скучают, и слабые не отстают.
Как потом оказалось, благодаря этой методике дети быстро приходят к сотрудничеству на уроке, становятся более дружелюбными и отзывчивыми. Они вместе с учителем «ведут» урок, у них рождается совместное сотворчество, содружество, сопереживание, совместное открытие нового. Маргарита Александровна доказала, что эта система позволяет более широко развивать любого ребенка, учить всех без принуждения. Дети постоянно настроены на поиск, им не терпится узнать: а что там, «за горизонтом»? Каждый урок они ждут с нетерпением и охотно в него включаются.
Кому приходилось бывать на детских спектаклях, те видели, с каким предвкушением и нетерпением дети ждут начала представления. А потом, после его окончания, выходят радостными, с горящими глазами, весело обсуждая увиденное. То же самое происходит и на уроках Маргариты Александровны.
Сравнивая спектакль с уроком, следует заметить, что содержание и композиция пьесы, как правило, остаются неизменными, а у нее каждый урок на одну и ту же тему имеет свою трактовку, то есть может быть сыгран по-разному. И сценарий другой, и оформление иное. Последнему она придает особое значение. В этом и состоит творческое отношение Маргариты Александровны ко всему - новое знание должно произвести на детей впечатление, тогда оно лучше будет усвоено. Стремление совершенствовать уже найденную удачную, казалось бы, форму урока - отличительная черта педагога Никоноровой.
Скажем, урок хорошо разработан, нравится детям, нравится ей, но тем не менее в следующий раз она старается его переделать, передать по-другому. Ведь, по ее мнению, как нельзя каждому войти дважды в одну и ту же реку, тем более в реку познания, так невозможно без конца повторять пусть даже безупречный во всех отношениях урок. На следующий год придут другие дети, и им нужно его преподнести иначе, учитывая их особенности восприятия нового.
- Когда-то я хотела сделать запас своих разработок, чтобы использовать их в последующие годы. Но все переделываю по-иному. Даже старыми сценариями классных часов, праздников, утренников не пользуюсь, хотя коллеги говорили: лучшего и не надо. Но я каждый раз их переделываю. Так получается новая версия привычного урока. Хочу уже сегодня увидеть завтрашний день.
Дети растут быстро, не успеешь оглянуться, и через четыре года они уже выпускники. Учителя рязанской гимназии №2 всегда рады, когда к ним в пятый класс попадают ученики Маргариты Александровны: они так много знают, всем интересуются, буквально рвутся к новым знаниям, обладают большим запасом слов, в чем нередко превосходят более старших учеников. Они сами приходят к классному руководителю со своими любопытными идеями, предложениями - подготовить какой-то концерт, встречу, устроить интеллектуальное состязание. Причем уже и сценарий у них имеется. «Ко мне попадают талантливые ребята. Иногда смотришь на мальчика - выглядит сорванцом, а потом оказывается, что он прекрасно играет на фортепиано». В ее классе всегда несколько музыкантов - в основном это пианисты и даже был один скрипач Максим Соколов. Почти все дети хорошо рисуют, скажем, Виталий Краев был общепризнанным в школе художником, даже была устроена его персональная выставка. Потом это стало хорошей традицией - постоянно чьи-то рисунки развешиваются в классе и в школе.
Соревнование, конкурс, олимпиада для них привычное и любимое занятие. Лет восемь назад четвероклассники Маргариты Александровны узнали о Всероссийском конкурсе «Наш классный - самый классный» и, разумеется, задумали поучаствовать в нем, чтобы рассказать всему миру, какая у них замечательная Маргарита Александровна. Готовились, стараясь держать это в секрете от Маргариты Александровны - хотели для нее сделать подарок. Этот конкурс захватил и родителей, и они стали помогать детям. Ребята писали сочинения, эссе, красочно оформляли их, рисовали картинки и готовили фотографии из жизни класса. Родители смастерили своеобразное портфолио, украсили его ученическими рисунками, заполнили всем тем, что тщательно собирали их дети, и послали его на конкурс. Прошло время - ответа никакого. И они подзабыли про этот конкурс. И вдруг в школу пришло сообщение о том, что они стали призерами этого конкурса. Их и Маргариту Александровну наградили путевкой в «Орленок».
Маргарита Александровна, как человек активный и творческий, тоже любит конкурсы и нередко в них участвует. В прошлом году она приняла участие в конкурсе «Учитель года». Провести занятия в незнакомом классе, да еще под прицельным взглядом коллег со всей России, очень непросто. Но все, кто присутствовал на ее уроке, отметили: Маргарита Никонорова свободно владеет классом, настолько легко дети и учитель понимали друг друга с полужеста, с полуслова, что ученики стали активными участниками занятия, точно предварительно у них состоялась репетиция. Это произвело впечатление на коллег. Но сама Маргарита Александровна почему-то осталась не совсем довольна:
- Я очень строго, даже придирчиво, к себе отношусь. Конечно, волновалась. Ведь здесь собрались лучшие педагоги страны...
У Маргариты Александровны, как и следовало ожидать, хорошая, талантливая семья. Муж - инженер, изобретатель. Когда компьютеры были большой редкостью, он сам смастерил собственный. Монитором стал бывший телевизор, клавиатура была взята от старого кассового аппарата. Друзья и знакомые приходили к ним специально, чтобы посмотреть на эту диковинку. Дочь Маргариты Александровны Маша тоже хорошо рисует, любит заниматься историческими реконструкциями. Она окончила факультет графики и искусства книги Московского университета печати. Сын Глеб еще учится в школе, он мастер на все руки, многое может починить, занимается танцами. Недавно они вместе с папой построили дом, в котором и живут сейчас Никоноровы. Летом вся семья ходит в походы по родной Мещере - дальние страны их не привлекают.
Те дети, которые учились в начальных классах у Маргариты Александровны, ее любимые, непосредственные, любознательные и добрые малыши, выросли и стали хорошими людьми. Многие преуспели в своей профессии, которую выбрали в соответствии со своим дарованием. Среди них есть архитекторы, художники, музыканты, инженеры, спортсмены. Говорят, что хорошие и талантливые дети вырастают, как правило, у талантливых и хороших учителей. Вся более чем двадцатилетняя педагогическая биография Маргариты Никоноровой подтверждает это.

Рязань