Мы ведем много проектов для школ - партнеров МИФИ, об одном из таких проектов, думаю, будет интересно узнать педагогам и управленцам Москвы.
В проекте «Модерн ТРИЗ как базис метапредметного подхода к обучению» (на основе дистанционной технологии массового обучения), который предлагает для школ столицы МИФИ, партнером стала Международная академия «Модерн ТРИЗ» из Германии.
При реализации новых федеральных стандартов образования у нас, педагогов, возникло много новых задач, среди них - обеспечение метапредметного подхода в обучении школьников, формирования у них новых учебных действий. ТРИЗ - это теория решения изобретательских задач, методология и подходы, которые сегодня как раз и позволяют обеспечить использование метапредметного подхода в обучении школьников и формирование у них универсальных учебных действий (УУД). Это направление родилось в нашей стране. Основателем теории стал советский инженер, автор теории развития творческой личности, изобретатель, писатель-фантаст Генрих Альтшуллер (1926-1998).
В некоторых школах нашей страны педагоги применяют ее в своей практике, причем ТРИЗ под силу любому человеку вне зависимости от возраста! Можно наглядно убедиться, что креативное мышление можно развивать в любом возрасте, начиная с детского сада, - например, Альтшуллер поставил в детском саду такой эксперимент: детям предложили схватить обе веревки, подвешенные в разных углах комнаты так, что, взявшись за одну, нельзя было дотянуться до другой веревки.
Изобретательная девочка привязала куклу к одной веревке и раскачала ее, тем самым ей удалось взяться за обе веревки сразу.
ТРИЗ позволяет открывать креативные знания в любом предмете (экстрагирование) и применять накопленный опыт в других дисциплинах (реинвентинг). В логике ТРИЗ креативные знания - это универсальные модели для решения возникающих проблем и задач. На рисунке ниже показана наглядная схема применения ТРИЗ в образовательном процессе.
Примеры для отработки навыков применения креативных знаний можно брать из любых областей знаний, например биологии, тем самым развивая интерес к любому предмету. На картинке видно, как кит, выдыхая воздух в виде воронки, создает воздушную ловушку для косяка рыб, которых он потом съедает, подплывая снизу.
ТРИЗ активно используют мировые компании, которые активно внедряют ТРИЗ в своей работе на производстве и при повышении квалификации сотрудников. Например, известно, что Samsung - мировой лидер в IT-индустрии и на рынке мобильных устройств, но он также лидер по обучению ТРИЗ своих сотрудников. Начиная с должности старшего инженера любой сотрудник должен обладать знанием данной теории. В журнале «Forbes» за март прошлого года на вопрос: «Что делает Samsung такой инновационной компанией?» приводится такой ответ: «Благодаря ТРИЗ в 2003 году были созданы 50 новых патентов, которые сэкономили порядка 100 миллионов долларов».
Что же предлагает НИЯУ МИФИ по внедрению ТРИЗ в школьное образование?
В рамках нашего проекта предполагается обучение 100 учителей и 2000 школьников основам ТРИЗ в очно-заочной форме. По результатам обучения учителя и школьники пройдут международную сертификацию, им будет открыт доступ к базе креативных знаний, и они смогут начать практиковать внедрение ТРИЗ на уроках, используя примеры из базы данных. Процесс разработки примеров будет проходить с участием самих учителей и учеников, что позволит выйти им на публикации своих статей в рецензируемых журналах. База креативных знаний, которая уже создана НИЯУ МИФИ совместно с академией из Германии, состоит из большого количества методов (порядка 50) извлечения и применения креативных знаний и самих примеров из естественных наук (их несколько тысяч).
Структура базы имеет вид таблицы с большой вложенной структурой ссылок:
С примером опыта в детском саду с находчивой девочкой можно сопоставить несколько методов ТРИЗ.
Всего к данной ситуации можно применить 7 методов, но наиболее подходящие три, выделенные серым. Это не случайно, в ТРИЗ доказано, что именно три метода стали основополагающими в любом изобретении.
В скором будущем планируется расширенный семинар для директоров, где будет раскрыта подробная схема участия школ в проекте, состоится одно-двухдневный очный семинар для учителей, который послужит началом их обучения.

Контактная информация
МИФИ
Андрей Владимирович Вильчинский
vav@mifi.ru
8-495-788-56-99 доб. 8629