Как рассказала проректор СПбГУ, доктор психологических наук Лариса Цветкова, при создании службы преследовалось несколько целей. Прежде всего она должна была стать площадкой для сопровождения студентов-психологов, где они смогут получить практический опыт, сформировать профессиональные навыки. Также важно было оказать реальную помощь тем, кто туда обращается. И кроме того, служба может быть площадкой для проведения масштабных исследований, например, жизни студентов. Другими словами, при создании службы доминировала социальная составляющая, связанная с помощью молодым людям и с повышением психологической грамотности населения. Год от года необходимость в подобной службе подтверждается, потому что в университет приезжает все больше иногородних студентов (сегодня их более 60 процентов), которые испытывают сложности в адаптации в большом городе.
По словам руководителя службы психологической помощи СПбГУ Светланы Костроминой, данный проект уникален. Прежде всего потому что служба исключительно практико-ориентированная. Она ориентирована на запросы людей, нуждающихся в психологической помощи, в частности студентов и сотрудников университета. Акцент на практическую сторону позволяет сконцентрироваться на том, чтобы реально помогать универсантам решать свои личные и профессиональные задачи.
Помимо того благодаря службе решается важный социально-образовательный вопрос. Она предоставляет возможности знакомства и включения в процесс психологического консультирования студентов психологического факультета. Дело в том, что психологи по факту не являются универсальными специалистами, они всегда имеют возможность выбора: например, посвятить себя научной карьере, или стать психологом-консультантом, или организационным психологом и т. д. Поэтому служба помогает тем, кто имеет склонность к практическому консультированию, попробовать себя, присоединиться к процессу изнутри, понять, поможет ли это в профессиональном развитии.
Мало того, такое наличие социальной и образовательной составляющих позволяет студентам увидеть, какие проблемы, к примеру, существуют на других факультетах, какая помощь там требуется. Все это способствует не только профессиональному, но и личному становлению, формированию более зрелого взгляда на происходящие события.
Как пояснил консультант, доцент, кандидат психологических наук Тимур Беркалиев, конечно, подавляющее большинство клиентов - это студенты. Многих из них волнуют проблемы адаптации, личностные отношения. Волна кризисов наблюдается на 1-м, 3-м и 5-м курсах. Это связано с тем, что в жизни происходят перемены, у ребят появляется новая социальная роль.
Как заметила старший преподаватель, консультант Марина Салитова, к разным консультантам приходят с разными запросами. К ней, например, приходит очень много молодых людей с запросами про отношения с родителями, с противоположным полом, с друзьями. Таких клиентов примерно 60 процентов. Если обобщать, то можно признать, что этот мир становится все более отдаляющим нас от реального общения. Ребятам не хватает живого диалога, участия, тепла, любви.
Зачастую в той молодежи, что приходит на прием, силен экзистенциальный запрос: людей тяготит проблема одиночества, волнует проблема понимания самого себя, самоопределения, ответственности, самостоятельности и т. д. Кстати сказать, вопрос ответственности и самостоятельности особенно остро стоит на 1-м курсе.
Следует отметить, что проблемы самоидентификации, кроме студентов психологического факультета (около 30 процентов), волнуют и студентов других факультетов и вузов города.

Санкт-Петербург