​Форма в законе

- Вопрос о введении единой школьной формы стал обсуждаться в 2012 году после скандала с ношением хиджабов в школе на Ставрополье. В 2013 году Президент России поручил Правительству России проработать вопрос о законодательном введении в России школьной формы, отмененной в 1992 году.
В ближайшие дни вступит в силу Федеральный закон от 04.06.2014 г. №148-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части введения одежды для обучающихся (школьной формы). Теперь законодательная процедура введения школьной формы дает право регионам устанавливать общие, а школам - конкретные требования к школьной форме с учетом мнения учащихся и их родителей.
Так, согласно ст. 38 «Одежда обучающихся. Форменная одежда и иное вещевое имущество (обмундирование) обучающихся» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации получили право устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе к ее общему виду, цвету, фасону, видам, знакам отличия, а также правила ее ношения.
Соответствующий локальный нормативный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников и учащихся этой организации.
Государственные и муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, устанавливают требования к одежде обучающихся в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Обеспечение обучающихся форменной одеждой может осуществляться за счет бюджетных ассигнований региональных бюджетов.
Обращаем внимание, что введение требований к одежде обучающихся является правом, а не обязанностью образовательной организации. Однако при этом за регионами закреплено право устанавливать требования к одежде обучающихся в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, если регион установит общие требования для школьной формы, то у школ останется лишь право выработать свой дресс-код, основываясь на базовых требованиях, которые принимают в каждом субъекте, в каждом крае и в каждом регионе отдельно.
Напомним, что в декабре 2013 года Госдума, приняв в первом чтении рассматриваемый законопроект, отклонила альтернативный законопроект, который предполагал введение единой школьной формы по всей стране.

Отпуск в музыкальной школе

- Какова продолжительность очередного отпуска директора учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа», если выполняется педагогическая нагрузка в объеме 1 ставки?

- Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2002 г. №724 установлена продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам. Согласно п.4 приложения к названному постановлению директор образовательного учреждения дополнительного образования детей имеет право на отпуск продолжительностью 42 календарных дня.
Однако при определении продолжительности отпуска для отдельных педагогических работников необходимо непосредственно руководствоваться примечаниями к приложению, несмотря на то что наименования образовательных учреждений и должностей работников поименованы в соответствующих пунктах приложения.
Так, пункт 2 примечания к названному постановлению предусматривает, что для педагогических работников, указанных в пункте 1 приложения к постановлению и работающих в музыкальных школах, художественных школах и других школах искусств, продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней.
В пункте 1 приложения поименованы следующие должности: директора (заведующие), их заместители; преподаватели - организаторы основ безопасности жизнедеятельности; старшие вожатые; учителя; преподаватели; учителя-логопеды; учителя-дефектологи; воспитатели; руководители структурных подразделений образовательных учреждений; концертмейстеры; инструкторы по труду и по физкультуре; педагоги-психологи; педагоги дополнительного образования; классные воспитатели; музыкальные руководители; заместители директоров по режиму; дежурные по режиму; мастера производственного обучения; социальные педагоги; педагоги-организаторы; методисты.
Таким образом, директор муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа» имеет право на отпуск продолжительностью 56 календарных дней.

Сбежать от «нехорошей» статьи

- Сможет ли администрация школы уволить учителя по какой-либо «нехорошей» статье, если учитель подал заявление об уходе по собственному желанию?

- Согласно ст. 80 Трудового кодекса РФ работники имеют право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом администрацию письменно за две недели.
Подача работником заявления об увольнении по собственному желанию не исключает возможности его увольнения по другому основанию, если такое основание имеется к моменту издания приказа об увольнении.
Обращаем внимание, что самостоятельное оставление работником работы до истечения двухнедельного срока предупреждения рассматривается как прогул без уважительной причины.
Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить увольнение по соответствующим основаниям. К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5 (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание), 6 (однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей: прогул; появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашение охраняемой законом тайны; совершение по месту работы хищения; нарушение работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия), 9 (принятие необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации) или 10 (однократное грубое нарушение руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей) части 1 ст.81, п. 1 ст.336 (повторное в течение одного года грубое нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность) или ст. 348.11 (спортивная дисквалификация; нарушение спортсменом антидопинговых правил) ТК РФ, а также п.7 (совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя), 7.1 (в определенных законом случаях - непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставление или представление неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруга, детей и т. д.) или 8 (совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы) ч.1 ст.81 ТК РФ в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Вернуть все

- За какой период можно потребовать выплаты пенсии, не полученной по вине Пенсионного фонда РФ?

- В силу пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действует до 1 января 2015 г.) начисленные суммы трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие моменту обращения за получением начисленной трудовой пенсии. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Таким образом, в рассматриваемом случае можно требовать выплату пенсии за все время просрочки.
Вступающий в силу с 1 января 2015 г. Федеральный закон от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает аналогичный порядок выплаты пенсии, не полученной по вине Пенсионного фонда РФ.

Домашнее обучение без особого статуса


- Какой нормативный документ в настоящее время четко регламентирует продолжительность урока на дому для больного ребенка?

- Организация учебных занятий на дому, как и занятий в школе, должна соответствовать СанПиН. С 1 сентября 2011 г. вступили в силу СанПиН 2.4.2.2821-10 (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189), согласно которым продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1-го класса (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый; в ноябре, декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый) и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.
Действующим законодательством установлены нормы времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.
Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 27.03.2006 г. №69, установлено, что нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся, в том числе «динамический час» для обучающихся 1-го класса. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.
Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.
При проведении спаренных учебных занятий неустановленные перерывы могут суммироваться и использоваться для выполнения другой педагогической работы в порядке, предусмотренном правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.
Кроме того, письмом Минобрнауки от 26.10.2004 №АФ-947 также рекомендовалось при возложении на учителей общеобразовательных учреждений, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, обязанностей по обучению детей на дому в соответствии с медицинским заключением, а также по проведению занятий по физкультуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, учебные часы, предусмотренные на эти цели, включаются в их учебную нагрузку на общих основаниях.
Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки РФ, на 2012-2014 годы (утверждено 22.02.2012 г. №СОГ-3/12) также предусматривает, что месячная заработная плата учителей (в том числе учителей, осуществляющих обучение детей на дому в соответствии с медицинским заключением) определяется путем умножения размеров установленных им ставок заработной платы на фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на норму часов педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает каких-либо специальных условий учета рабочего времени учителя, осуществляющего обучение детей на дому.