«Учительская газета», №67 (4657) от 4 июня 1960 года

Дело принципа
Двое учеников 10-го класса во втором полугодии пропустили половину уроков черчения. У них были двойки в четвертях, они не выполнили несколько заданий. Мои уговоры и предупреждения о том, что это может кончиться нехорошо, а также беседы с классным руководителем ни к чему не привели.
Естественно, я вынужден был поставить этим ученикам годовые оценки по черчению «2». Это вызвало бурю негодования некоторых моих коллег. «Конфликт» разгорелся до такой степени, что удостоился специального обсуждения на педагогическом совете. Обсуждение было бурное и длительное. Однако многие учителя, завуч и даже инспектор районо поддержали меня. Тогда директор прервал заседание педсовета до утра.
- Утро вечера мудренее, - сказал он. - А за ночь и учитель черчения осознает свою ошибку...
Но я и утром «не сдавался». Тогда директор обрушился на меня со всевозможными угрозами.
- Ах так? - кричал он. - Мы будем это иметь в виду. В новом учебном году мы так зажмем вас, установим такой жесткий контроль, что вы не пикнете!
Разве такой нажим на учителя допустим?

М.Таранцов,  учитель черчения,
пос. Нижний Чир,
Сталинградская область


«Учительская газета», №79 (4824) от 4 июля 1961 года

Скучные семинары
Почему на семинарских задачах студенты почти не спорят? Потому что от них требуют механического пересказа изложенного в учебнике или данного на лекциях материала, не учат ставить вопросы, разрабатывать план темы, формулировать тезисы, аргументировать их, анализировать все «за» и «против» и, наконец, делать выводы. А ведь это важнейшая задача семинарских занятий.
Если ознакомиться с методикой их проведения, обнаружится, что этих методик чуть ли не столько же, сколько преподавателей. Отчасти это можно объяснить спецификой курсов, но главным образом методической кустарщиной. Как это ни странно, литературы по методике вузовских занятий почти нет. А семинары по общественным наукам чаще всего ведут ассистенты и молодые преподаватели, хотя прочесть хорошую лекцию легче, чем провести хороший семинар.

П.Мирошниченко, доцент Сталинского пединститута, г. Сталино, УССР


«Учительская газета», №80 (4980) от 7 июля 1962 года

Не бояться трудного
Как-то в школьном коридоре услышала фразу, которая заставила меня оглянуться. Один юноша ненароком бросил другому: «Ну, ты, идейный!» Я задумалась. Откуда столько пренебрежения и насмешки в этой реплике? Мне кажется, что части нашей молодежи свойственно отвращение к пышным фразам, громким словам, начетнической болтовне. Иной комсомольский вожак в школьных масштабах, стараясь показаться маститым «пропагандистом» в свои 15 лет, может опошлить неумным суесловием даже самые сокровенные понятия. Здесь нужно четкое и тонкое вмешательство учителя.
Однако когда я спросила ребят, как, по их мнению, помогает школа в воспитании настоящей идейности, почти все горячо говорили, что она влияет мало, что окружающая жизнь воздействует гораздо сильнее. И в лучшем случае ссылались на личность педагога.

Г.Клокова, учитель истории
425-й московской школы