Этот вопрос потом я слышала неоднократно на протяжении прохождения всех этапов конкурса - от районного до городского. Действительно, зачем учителю тратить столько времени, сил и нервов, пребывать в постоянном напряжении и выставлять себя и свою деятельность на публичное оценивание?

Администрация школы настоятельно посоветовала пойти на конкурс - одно дело, так сказать, потребность повысить престиж своего образовательного учреждения, и таких конкурсантов я встречала. Добровольно-принудительное участие в конкурсе под девизом: «Поскорее бы отмучиться».
Между тем есть и те, кто пришел на конкурс «Учитель года» по доброй воле. Правда, мотивы у всех разные: кто-то все же из-за аттестации, кто-то для удовлетворения своих амбиций, кто-то для портфолио на получение различных премий в образовании старался, кто-то ради интереса - себя показать, на других посмотреть. Себя я отношу к последней категории. Да-да, кого-то любопытство приводит, как говорят индийцы, к беде, а меня к участию в конкурсе «Учитель года».

Что хотела и что получила
Интересно было собрать «сливки» педагогического опыта, посмотреть, как работают профессионалы, получить оценку экспертов своей педагогической деятельности для понимания того, в каком направлении расти дальше. Кроме того, после конкурса «Учитель года Санкт-Петербурга» мне хотелось сравнить это мероприятие с «Учителем года Москвы», где мне тоже довелось участвовать.
Вкратце: «Учитель года» лучше многих курсов повышения квалификации педагогов. Получаешь много ценных данных по методике преподавания предмета, новым педагогическим технологиям и прекрасную возможность проверить «на вшивость» себя как человека, умеющего или испытывающего дефицит в способности находить контакт с любыми детьми, делать так, чтобы на уроке детям было интересно, грамотно презентовать себя как педагога, как личность. И конечно, конкурс - это профессиональное общение, а также разговоры по душам на болезненные для учителей темы.
В Москве, видимо, так как бюджет города позволяет, нас - участников, жюри, экспертов - на окружном этапе конкурса 2 раза вывозили в подмосковные санатории на выходные, где были созданы комфортные условия для отдыха, общения и проведения конкурсных испытаний. После завершения конкурса победители получили помимо добрых слов, цветов и ценных подарков денежные сертификаты с различным номиналом.
Но с другой стороны, по моему опыту, если в Москве каждый участник по большому счету был предоставлен сам себе, варился в собственном соку, то в Санкт-Петербурге методическая районная служба не просто существует, а реально работает и помогает дельными рекомендациями конкурсантам, искренне сопереживает и поддерживает.
В разных регионах разные испытания предлагаются конкурсантам, по-разному соблюдают Положение о конкурсе, по-разному подводят итоги.

Как улучшить конкурс
На мой взгляд, одной из целей конкурса является повышение престижа учительской профессии в обществе. С реализацией этой задачи пока конкурс мало справляется. Так, средства массовой информации не были приглашены ни на один тур испытаний городского конкурса «Учитель года» в Санкт-Петербурге. О каком повышении престижа профессии педагога в обществе благодаря конкурсу можно тут говорить?
Значимая задача конкурса педагогических достижений - распространение передового педагогического опыта. При этом нет сайта конкурса, не выкладываются в свободном доступе записи открытых уроков, мастер-классов, круглых столов и прочих конкурсных испытаний. Особенно непонятна подобная ситуация в культурной столице России, так как питерское образование по праву считается одним из лучших по всероссийским меркам.
Могу сказать о себе, что я, готовясь к конкурсу, хотела посмотреть на уроки победителей, перенять опыт, а нет такой возможности. Практически нет никакой информации о том, кто участвовал, какие были испытания, узнать мнения экспертов.
Следует отметить, что глобальный смысл конкурса - передача и распространение передового педагогического опыта - и на всероссийском уровне хромает.
Почему бы не сделать единый портал конкурса педагогических достижений и не систематизировать по предметным рубрикам мастер-классы, уроки, открытые занятия лучших педагогов, чтобы любой мог самообразовываться, перенимать новые педагогические технологии, тем самым улучшать качество нашего российского образования?
Вполне же можно обязать регионы фиксировать на видео выполнение конкурсных заданий, высылать конкурсные материалы финалистов регионального этапа на этот сайт, потом туда же размещать материал Всероссийского конкурса педагогических достижений.
А пока можно найти в Интернете только куцее сообщение о том, кто победил в конкурсе.
Я очень бы хотела, чтобы конкурс стал реально полезным в плане распространения передового педагогического опыта. Своеобразным кодексом лучшего педагогического мастерства. Эталоном педагогической деятельности.

P.S.  Жизнь учителя в профессиональном плане не начинается и не заканчивается конкурсом «Учитель года». У нас много работы, и она всегда будет - с конкурсом или без. Хотелось бы, чтобы наш единственный профессиональный конкурс педагогического мастерства «Учитель года» не стал просто формальностью, не скатывался в политес (возраст, пол, место работы не становились основным критерием при выборе победителя), а был честным, открытым, а главное, ПОЛЕЗНЫМ конкурсом, чтобы его результатом стало создание кодекса лучшей практики. Это позволит повысить качество образования в соответствии с требованиями времени.

​Ольга КНЯЗЕВА, учитель истории и обществознания, победитель конкурса «Учитель года Приморского района», дипломант городского конкурса «Учитель года Санкт-Петербурга»