Введение
Профессиональный стандарт директора школы Австралии был разработан Австралийским институтом преподавания и управления в школе после консультаций со специалистами и работниками системы образования с целью повышения качества преподавания и управления  образовательными учреждениями. Институт финансируется правительством Австралии.
Стандарт устанавливает, что директора должны знать, понимать и делать для достижения успехов в своей работе. Он представляет собой интегрированную модель, включающую три требования по управлению, на которых должны основываться директора в пяти областях профессиональной деятельности.
Апробирование стандарта проходило с февраля по май 2011 г. Результаты апробирования, в ходе которого проверялись пригодность, польза и ценность стандарта, были учтены в его окончательном варианте. Содержание этого общенационального стандарта учитывает 50 моделей стандартов, существовавших ранее в различных регионах Австралии. Новый стандарт является основой для использования во всех регионах и школах страны.

Цель стандарта
Стандарт был разработан для определения роли директора школы, введения единого подхода в стране, описания работы директора в школе и четкого определения функций качественного управления школой с целью повышения успеваемости учащихся. Он будет служить инструментом по привлечению, профессиональному росту и поддержке директоров школ. Это содержательный стандарт, он содержит информацию, которая может быть использована для управления учебным процессом следующим образом:
    как основа для профессионального роста;
    как руководство по анализу собственной работы, ее корректировке и профессиональному развитию;
    как руководство по управлению собой и другими людьми.
Сила стандарта будет заключаться в его признании профессиональным сообществом. Он будет содействовать анализу директором своей работы и профессиональному развитию.

Ведущая роль директора школы
Роль директора школы в ХХI веке - одна из наиболее важных ролей в нашем обществе. Директор участвует в создании будущего. На нем лежит ответственность за развитие детей и подростков, для того чтобы они стали успешными учащимися, уверенными в себе творческими личностями и активными информированными гражданами.
Директора должны верить в то, что образование может изменить жизнь людей и общества сегодня и в будущем.
 Директора школ стоят на ведущих позициях в образовательном процессе в школах. Они ведут за собой учащихся, педагогов и родителей, для того чтобы продвигать идею образования для всех.
Директора сотрудничают с широким кругом граждан, чтобы обеспечить получение наилучших образовательных результатов всеми учащимися. Они умело создают и поддерживают атмосферу сотрудничества среди педагогов.
Директора должны уметь работать в сложных, неопределенных, проблемных ситуациях и сотрудничать с коллегами в поиске творческих и инновационных решений для достижения качественных результатов всеми школьниками.
Стандарт устанавливает требования к тому, что директор должен знать, понимать и делать для достижения эффективных результатов в своей работе. Это потребует полной отдачи директора в следующих областях:
    повышение успеваемости учащихся всех возрастов на всех уровнях;
    обеспечение равных условий для всех и высокого качества образования;
    создание условий, способствующих качественному преподаванию;
    реализация политики государства и ожиданий общества в области  образования;
    участие в совершенствовании системы образования ХХI века на местном, общенациональном и международном уровнях.

Требования к директору, которые являются ядром стандарта, основаны на следующих принципах:
    В своей работе директора должны учитывать разнообразие школ Австралии и подходов к процессу образования.
    Способности и умения лидеров развиваются с накоплением опыта работы по специальности.
    Функции по руководству школой, по выполнению ее миссии и целей должны быть распределены между всеми сотрудниками. Работа по достижению целей, стоящих перед школой, должна выполняться всем коллективом школы под руководством директора.
    Почти все успешные лидеры используют одну и ту же схему управления. Различные пути достижения эффективности в руководстве школой объясняются различиями в квалификации и  личных качествах.

Условия работы директора
Директор работает в сложной, меняющейся, полной проблем обстановке, руководя современной школой и постоянно имея в виду требования, которые будут предъявлены к образованию в будущем.

Уникальность условий работы каждой школы и местного сообщества
Все школы работают в конкретной социальной и географической обстановке, в которой приходится учитывать культуру, историю, менталитет и ценности местного населения, обеспечивая возможность успешно учиться для всех учащихся.  

Австралия: образование
для всех
Все директора обязаны работать совместно с членами образовательного сообщества школы, чтобы обеспечить знание и понимание ими традиционных прав, верований и культуры коренного населения. Все учащиеся в любом регионе Австралии, как в местах проживания коренного населения, так и в поликультурных и мультиконфессиональных регионах, в крупных городах, сельской местности и отдаленных районах, имеют право на образование, которое обеспечит становление их как творческих, образованных, активных и уверенных в себе граждан. Этими же правами обладают учащиеся из группы риска, а также дети с ограниченными возможностями.

Глобализация: экономика и общество
В современном быстроменяющемся мире люди становятся все более взаимосвязанными и взаимозависимыми. Образование занимает центральное и важное место в формировании у всех людей знаний, понимания, умений и ценностей, для того чтобы стать успешными гражданами в ХХI веке. Взаимосвязанные местные, общенациональные и международные условия - это и есть контекст, в котором работает директор школы.
(См. схему 1.)

Австралийский профессиональный стандарт директора школы
В стандарте сформулированы требования, предъявляемые директорам по руководству школой (лидерству) и организации ее каждодневной работы (менеджменту). Стандарт - это интегрированная модель, которая подразумевает, что у всех лидеров имеются общие качества, которые сформулированы в виде трех требований. Директора школ должны опираться на эти требования в пяти областях своей профессиональной деятельности.  
В стандарте учтены сложные меняющиеся условия, в которых приходится работать, а также разнообразие ситуаций, с которыми сталкиваются в своей повседневной практике директора школ. В стандарте представлена модель, с которой директор школы может сверять свои знания, умения, качества и опыт, чтобы определить свои сильные и слабые стороны. Это единый документ, именно стандарт, а не стандарты, поскольку он по сути своей обобщает всю сложность целей и задач, стоящих перед директором. Требования стандарта применимы ко всем директорам независимо от условий и опыта их работы. Различаться будет акцент на конкретных элементах стандарта, что будет зависеть от условий работы, квалификации и опыта работы директора.  
Стандарт включает три требования к лидеру:
    осознание им целей и ценностей образования;
    высокий уровень профессиональных знаний;
    личностные качества, социальные умения и навыки межличностного общения.
Эти требования реализуются в пяти ключевых профессиональных областях:
    руководство учебным процессом;
    профессиональное развитие себя и подчиненных;
    лидерство в совершенствовании школы и внедрении инноваций;
    лидерство в управлении школой;
    вовлечение общественности в работу школы.
(См. схему 2.)

Австралийский профессиональный стандарт директора школы - интегрированная модель

Высокий уровень управления школой
Несмотря на то что требования к руководителю школой описаны раздельно, важно подчеркнуть, что они взаимозависимы, тесно связаны между собой и одинаково важны. То, как они применяются, зависит от конкретных условий работы директора.
Требования к руководителям существуют во всех профессиональных сферах. Разница между ними зависит от контекста и условий работы. Для тех, кто собирается занять должность директора школы, так же как и для работающих директоров, существует необходимость определить для себя, как применять на практике требования, выраженные в данном стандарте.

Три главных требования к руководителю школы
Директор должен осуществлять руководство (быть лидером) и менеджмент (заниматься повседневной жизнью школы). Осуществление руководства означает ясное понимание целей школы, выявление и решение проблем, введение инноваций и принятие на себя ответственности. Менеджмент предполагает системный подход, позволяющий уменьшить число возникающих проблем, повысить последовательность и предсказуемость в предоставлении школой образовательных услуг.  
Директор осуществляет руководство и менеджмент на основании:
    понимания целей и ценностей;
    глубоких знаний и понимания образовательного процесса;
    личностных качеств, социальных умений и навыков межличностного общения.
Это и составляет три основных требования к руководителю школы.

1. Понимание целей
и ценностей
Директор руководит развитием целеполагания в своей школе. Он посвящает себя обучению и воспитанию подрастающего поколения, руководствуясь демократическими ценностями, принципами справедливости, этики, задачами непрерывного образования. Директор школы является лидером, посредником между различными участниками образовательного процесса и служит интересам местного сообщества. Это проявляется в стратегических целях, школьной культуре, традициях и позитивной атмосфере, которые он внедряет в школе. Директор следит за поддержанием высокого уровня преподавания и способствует созданию атмосферы взаимоуважения в школьной жизни.  
    Директор школы придерживается принципа «образование в течение всей жизни» в своей профессиональной работе и способствует этому во взаимодействии с учащимися, педагогами, родителями и общественностью.
    Директор школы способствует повышению мотивации у учащихся, педагогов, родителей и общественности, чтобы все участники образовательного процесса стремились к высокому качеству образования.
    Директор школы должен демонстрировать безупречное высокоморальное поведение. Он руководствуется высокими этическими ценностями в организации школьной жизни. Он придерживается демократических ценностей, которые включают в себя активную гражданскую позицию.  

2. Глубокие знания и понимание образовательного процесса
Директора школ хорошо знакомы с теорией и практикой современного управления и применяют свои знания для улучшения работы своей школы. Директора школ свободно ориентируются в современных научно-педагогических исследованиях, в том числе в области содержания и методов обучения, оценивания успеваемости учащихся и отчетности. Они осведомлены об основных направлениях государственной политики в области образования, о важнейших положениях законодательства,  как федерального, так и штатов. Они осознают значение таких проблем, как безопасность и здоровье детей, управление человеческими ресурсами, финансы и отчетность, требования законодательства и государственной политики, касающиеся обслуживания потребностей местного населения и общества в целом.   
    Директора должены быть в курсе современных достижений педагогической науки о преподавании и развитии детей и понимать, как применять результаты исследований, соотносясь с потребностями учащихся школ. Из этого следует необходимость внесения изменений в управление школой для повышения успеваемости.
    Директора школ применяют свои знания о последних изменениях в образовательной политике, школьном образовании, а также тенденциях в социальной политике и охране окружающей среды для улучшения качества преподавания в своих школах. В своей работе директора школ опираются на школьные советы, управляющие советы и другие органы.
    Директора применяют знание принципов руководства и организации школы для обеспечения стратегического управления и каждодневной работы.

3. Личностные качества, социальные умения и навыки межличностного общения
Это требование включает в себя эмоциональные качества, уверенность в руководстве и организации школьной жизни и коллектива. Директора регулярно проверяют работу своего коллектива, вносят необходимые изменения в стиль управления в зависимости от ситуации. Используя свой авторитет и социальные умения, они стараются эффективно разрешать конфликты. Они способны создать атмосферу доверия в школьном коллективе, позитивную атмосферу в учебном процессе среди учащихся и педагогов.   
    Директора способны четко определить возникшую проблему и найти пути ее позитивного решения как лично, так и при участии коллег. Они понимают, когда требуется их вмешательство, умеют при помощи доступной информации принять и довести до сведения сотрудников свои решения.
    Директора умеют эффективно общаться, убеждать, привлекать к сотрудничеству членов образовательного сообщества. Они умеют выслушивать, направлять, однозначно реагировать на конфликтную ситуацию, осуществлять обратную связь.
    Директора принимают во внимание социальные, политические и местные условия, в которых им приходится работать. Они постоянно совершенствуют свои коммуникативные навыки и умение убеждать.

Перевод Наталии ВОСКРЕСЕНСКОЙ

Окончание следует