Задачи:
- ознакомить учащихся с жанром портрета - творчеством М.В.Васнецова, А.Г.Венецианова, В.Е.Маковского, И.П.Аргунова и других художников;
- предложить любоваться красотой русской народной женской одежды;
- показать роль искусства в понимании красоты русской женщины;
-  учить определять средства выразительности настроения и чувства в искусстве;
- показать отражение пропорций лица в портрете;
- развивать воображение, творческую фантазию, графические навыки;
- осуществлять межпредметные связи (литература, искусство, история, музыка);
- воспитывать у детей любовь к истории России;
- учить видеть черты национального своеобразия  в облике людей, в их одежде, украшениях;
- развивать способность к взаимопониманию, интерес  и внимание к творческим усилиям товарищей.

I. Организационный момент.
Учитель: Какие  добры молодцы да красны девицы пожаловали на урок: лицом белые, брови соболиные, уста алые, чело высокое, ланиты румяные, парни -  косая сажень в плечах, девчата статные да ладные!
Вас удивило мое обращение? О чем, как вы думаете, пойдет речь на уроке?
Ответы детей.
Учитель: Дерево без  корня не растет, а человек без прошлого мудрости предков лишен, Иван, родства не помнящий. Может, это про нас?
Как вы думаете, что объединяет все эти слова на доске: повойник, шушун, душегрея, сорока, кика, понева?
Ответы детей.
Учитель: Сегодня мы отправимся в стародавние времена, когда слова эти были понятны каждому.

II. Объявление темы.
Учитель: На уроке мы продолжим изучение раздела «Истоки родного искусства». Урок наш будет посвящен женской красоте.
Учитель открывает тему на доске: «Красота человека. Женский образ в искусстве».

III. Целеполагание.
Учитель: Что бы вы хотели узнать?
Ответы детей.
IV. Работа по теме урока. Изучение нового материала с опорой на ранее полученные знания.
Учитель: У каждого народа свое понимание мужской и женской красоты. Образ мужчины неотделим от труда. В русской крестьянской культуре это образ пахаря. А каким вам представляется женский образ?
Ответы детей.
Учитель: В женщине видели прародительницу, начало жизни, мать всей природы. Ее считали заступницей, хозяйкой дома, ценили ее достоинство, душевную отзывчивость и теплоту.
Горожане и крестьяне!
Кто в сорочках и штанах,
Кто в коротких зипунах.
И такие франты были:
Длинный охабень носили,
Рукавами до земли
Пыль по улице мели.
А зимой, в мороз, в Москве
Надевали шубу - две.
А боярыня, бывало,
По три шубы надевала.
Любят в праздники рядиться
Наши русские девицы:
Ожерелье, серьги, бусы,
Ленты в косах до земли…
(Наталья Кончаловская)

Учитель: И раз речь зашла о косах, я приглашаю девочек с этой прической. Коса до пояса, девичья краса, а ну посмотрим! Давайте рассмотрим, как они заплетены. Сейчас это модно, а  в старину еще и значение имело. Как вы думаете, какое? «Опростоволоситься» что значило?
Ответы детей.
Учитель: Вот две косы. Замужние укладывали их на голове кругом и покрывали повойником  (платком) вокруг шеи (выи).
А какие еще вы знаете головные уборы? Ответить на этот вопрос поможет мой сундук.
Вещи из сундука примеряем на детей. Дефиле моделей под стихотворение:
Красна девица идет,
Словно павушка плывет,
На ней платье голубое,
Лента алая в косе,
На головушке перо.

Учитель: Да, с таким украшением не побежишь сломя голову. С кем сравнивали девушку?
Ученики: Пава, говорили: «плывет, как лебедь».
Учитель: Вы много знаете! Посмотрим, какие бывают головные уборы.
Просмотр презентации.

Головные уборы
В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать не только из какой местности владелица, но и каков ее возраст, семейное положение и социальная принадлежность.
Характерным признаком девичьего головного убора была открытая макушка. Девичьи головные уборы - обруч, венок, перевязка.
Коруна - праздничный девичий головной убор: твердый, прорезной, гибкий венец, украшавшийся золотым и серебряным шитьем, драгоценными и полудрагоценными камнями, жемчугом или бисером. По лбу шла жемчужная поднизь.
Основные типы традиционных женских головных уборов:
- кичка отличалась разнообразием и фантазийностью решения. Только по форме различают кички рогатые, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полуовала и т. п.;
- сорока - верхняя украшенная часть кичкообразного головного убора. Были еще позатыльник и кокошник.
В те отдаленные эпохи, когда мода отсутствовала и когда ни одной женщине или девушке не пришла бы в голову мысль приодеться так, чтобы улица ахнула, головной убор все же призван был выделять его обладательницу, обращать на нее внимание.
Мы ознакомимся с тем периодом истории, когда костюм почти не менялся столетиями, и рассмотрим самые популярные элементы женского летнего костюма. Одежда человека была своеобразной визитной карточкой: по ней судили о степени знатности или богатства, о профессии и месте проживания, о возрасте и семейном положении.
Страна наша огромная, и носили два вида костюма.
Поневный. Понева - прапрабабушка юбки, и особым шиком считалось носить ее с подтыканием - заправляя края за пояс, открывая край рубахи. Ее обшивали лентами, тесьмой. К поневе полагался передник, украшенный узорами, символизирующими землю и воду: ромбы, волнистые линии, птицы.
Сарафан. Подол сарафана украшался узором, который символизировал плодородие земли: ромбы, треугольники, квадраты с точками.
Кто из вас разглядел общий элемент для обоих ансамблей?
Ученики: Рубаха.
Учитель: Посмотрите, какая красота! Раньше руками ткали и шили, поэтому ткань берегли, вот и в раскрое почти не было отходов. Свободная, удобная. Да не одну рубаху надевали. Одежда была многослойной. Как украшались рубахи?
Ответы учеников.
Учитель: Рубаха - основа женского костюма - шилась из белого льняного полотна. Рубаха украшалась вышивкой, особенно ворот, оплечья, грудь и подол. Женихи судили по рубахам и передникам о способностях девушки и ее трудолюбии: умеет ли она прясть, ткать, шить и кружева плести.
Украшению отводилась особая роль. Рассмотрите, какие фигурки вы видите. (Женские,  солярные, земли и воды.) Как и в резьбе, в росписи утвари, прялок зашифровывали предки  пожелания и обереги. Одним из необходимых элементов был кушак - пояс. Язык русской народной вышивки - это «система письма», где чернила и бумагу заменяют холст и чаще всего красная нить. Понятие «писать» в древности имело значение «украшать» и «изображать». «Строчить письмо» значило вышивать строкой.
На севере сарафан часто дополняли нагрудной распашной одеждой - епанечкой. Епанечка - это короткая клешеная кофточка без рукавов. А вот еще старинные названия одежды:
- запона - холщовая одежда, прямоугольный кусок ткани сгибался пополам и на сгибе делался вырез для головы,
- приволока - безрукавная накидка.
Образ русского человека воспет и во многом сохранен для нас в произведениях художников.
Михаил Врубель изобразил Царевну-Лебедь в венце, украшенном речным жемчугом и самоцветными камнями. Врубель с любовью стремился передать всю красоту национальной женской одежды, ее краски, близкие родной природе.
А это перед нами портреты. Посмотрите, какие образы русской красавицы создали уже знакомые нам художники.
Картина Карла Брюллова «Гадающая Светлана» навеяна поэмой Жуковского «Светлана». Показан эпизод гадания, что было частью празднования Рождества. Брюллов изобразил Светлану в русском национальном костюме сидящей перед зеркалом, на которое она обратила свой взгляд. Художник создал впечатляющий образ молодой девушки, привлекающий своей красотой и непосредственностью.
Одним из самых известных и талантливых русских живописцев второй половины XIX века, который воспел в своих полотнах русскую старину, был Константин Маковский. Его картины настолько точно воспроизводят обстановку того времени, что способны заменить десятки учебников.
Ребята, вы рассмотрели репродукции картин, прослушали литературные произведения. Каким вам представился образ русской  красавицы? Что объединяет все эти образы?
Ответы учеников.

Физкультминутка: А сейчас немного отдохнем. Повторяйте движения за мной.
Женские заботы
Вставала ранешенько,
Умывалася белешенько,
Дров наносила,
Опару замесила,
Корову подоила,
Детишек накормила.
В избе прибрала,
Полы подмела,
Воды  принесла.
Только присела,
Опять за дело.
Пряла да ткала,
К вечеру устала,
Ночь крепко спала,
А с утра сначала.

V. Задание: Изобразите вашу прапрабабушку в молодости, одетую в национальный костюм.
Что вы должны показать в своей работе?
Ответы учеников.
Учитель: С чего начать?
Предложения детей.
Учитель: Проверим (слайд «Советы мастера»). У кого нет вопросов, приступайте к работе. Кто  просит помощи, поднимите руку.
Во время работы звучат русские народные песни.

VI. Подведение итогов работы.
Учитель: Посмотрим, что у вас получилось. Ребята, что нового вы узнали на уроке? Добились ли мы поставленных целей? Что вы узнали о русском народном костюме?
Ответы учеников.
Учитель: Желаю вам, чтобы красота внешняя не уступала красоте внутренней. Благодарю за работу ребят, которые активно работали. Молодцы, все сегодня очень хорошо работали. Спасибо всем за урок.

Прим. ред. Презентация к занятию, аудиофайлы, вспомогательные схемы, карточки опубликованы на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/method_article/808.

​Елена КОЧИНА, учитель изобразительного искусства гимназии №1 города Шуя Ивановской области, учитель года Ивановской области-2013