Задачи урока
Предметные:
- ознакомить учащихся с направлениями деятельности Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны;
- способствовать формированию  у учащихся представлений о событиях периода Великой Отечественной войны;
- познакомить учащихся с представителями духовенства, проявившими в годы войны патриотические качества не только в рамках пастырского служения, но и как защитники Отечества;
- углубить знания учащихся об особенностях национальных качеств русского народа, о роли духовного единства в истории  России.

Метапредметные
Познавательные  УУД:
- развитие умения работать с различными видами информации: таблицами, текстовой информацией, иллюстрациями, видеоматериалами;
- развитие логических приемов мышления, умение осуществлять поисковую и исследовательскую деятельность.
Регулятивные УУД:
- развитие умения  планировать свою деятельность, осуществлять свою деятельность  в соответствии с  предложенным планом;
- развитие умения делать что-либо в соответствии с образцом, а также проявлять творческие способности при выполнении продуктивных заданий;
- развитие умения оценивать свою деятельность.   
Коммуникативные УУД:
- совершенствование умения работать в группе, умение коллективно обсуждать  проблему;
- развитие умения  выступать публично, логически грамотно формулировать  высказывание, отстаивать свою точку зрения в соответствии с правилами ведения дискуссии;
- способствовать развитию умения слушать собеседника, проявлять уважение к  позиции выступающего, даже если  его точка зрения не совпадает с точкой зрения одноклассника.
Личностные УУД:
- способствовать формированию у учащихся эмоционального переживания, уважительного отношения к событиям Великой Отечественной войны;
- способствовать  углублению понимания причастности к прошлому России, способствовать  национальному самоопределению учащихся;
- активизировать учащихся к участию в социально значимой деятельности, внимательному отношению к ветеранам и людям преклонного возраста.
Оборудование урока: компьютер, медиапроектор, нетбуки, раздаточные материалы для групповой работы, презентация. Клей, ножницы, фломастеры, бланки поздравительных  открыток.

Ход урока
I. Оргмомент. Мотивация учащихся
Учитель: Весна - это время пробуждения природы, обновление всего живого. Весна - это особое время и для православного человека. Как вы думаете, почему?
Предполагаемые ответы учащихся: Весна - время Великого  поста у православных христиан.
Учитель: Что значит соблюдать пост?
Ответы учащихся.
Учитель: Что необходимо делать человеку, чтобы очиститься, поработать над своей душой?
Ответы учащихся.
Учитель: Давайте и мы на уроке усердно поработаем, чтобы сделать свою душу чище.
II. Введение в проблему урока
Учитель: День Победы - один из самых радостных и в то же время трагичных праздников для  россиян. Мы вспоминаем о тех страшных событиях, которые пришлось пережить нашему народу. Вспомним, как все начиналось.
Просмотр видеоролика «Начало войны».
Учитель: Кому мы обязаны этой победой?
Ответы учащихся.
Демонстрация 1-го слайда презентации.
Учитель: С каждым годом остается все меньше и меньше тех, кто завоевал Великую Победу. Они уже немолоды и поэтому, как никогда, нуждаются в нашем внимании. Просматривая фотографии фронтовиков-ветеранов, я обратила внимание вот на эти фотографии.
Демонстрация 2-го слайда презентации.
Учитель: Как вы думаете, почему?
Предполагаемые ответы учащихся: На них мы видим ветеранов - представителей духовенства, монахиню, священнослужителей. Нечасто можно встретить такое сочетание - православный крест и медали.
Учитель: О чем они говорят нам?
Предполагаемые ответы учащихся: Священнослужители тоже воевали, и воевали очень хорошо, раз у них так много наград.

III. Целеполагание, определение темы и проблемы урока
Учитель: Сформулируйте тему нашего урока.
Предполагаемые ответы учащихся: Участие священнослужителей в Великой Отечественной войне.
Учитель уточняет высказывания учащихся, акцентируя внимание на причастности Русской православной церкви в деле приближения победы.
Учитель: Предположите, где могли проявить себя священнослужители в годы войны?
Гипотезы фиксируются на доске и в рабочих тетрадях.
Учитель: Сформулируйте цель нашего урока.
Предполагаемые ответы учащихся: Найти подтверждения участия священнослужителей в событиях Великой Отечественной войны, определить значение их участия в войне.
IV. Открытие нового знания
1. Определение источников информации для открытия нового знания.
Учитель: Откуда мы можем узнать о тех давних событиях?
Ответы учащихся. Если учащиеся затрудняются в определении источника фотографии, учитель моделирует проблемную ситуацию.
Учитель: Совсем недавно, когда не было компьютеров и телевизоров, память семьи и страны хранилась в фотографиях. Как вы думаете, чем ценен этот источник?
Ответы учащихся.
Учитель: Старые фотографии бережно хранили в фотоальбомах. Предлагаю вам создать альбом по нашей теме.
2. Организация совместной работы по созданию образца групповой деятельности.
Учитель: Вот эта фотография по праву откроет наш альбом (см. фото).  Как вы думаете, почему?
Предполагаемые ответы учащихся: На этой фотографии запечатлен священнослужитель высокого священнического сана, возможно, он стоял во главе РПЦ в годы войны.
Учитель: Чтобы проверить ваши предположения, обратимся с вами к документу.
Учащиеся самостоятельно читают текст.
Послание пастырям и пасомым Христовой православной церкви
В последние годы мы <…> утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснется нашей страны, но фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. <…> Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. С Божиею помощью и на сей раз он (народ) развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы - православные, родные им и по плоти, и по вере. <…> Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства. Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину. <…> Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья Разбойника <…>
Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больши сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя». Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда Отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается. Нужно малодушного ободрить, огорченного утешить, колеблющемуся напомнить о долге и о воле Божией.
Патриарший местоблюститель митрополит Московский  Сергий (Страгородский)
22 июня 1941 года

Ученики отвечают на вопросы к тексту.
1. К кому обращено послание?
2. Какие исторические события упоминает митрополит в обращении? Почему именно эти события?
3. К каким действиям призывает митрополит русский народ?
4. Найдите в тексте христианскую заповедь, по которой живут православные. Объясните ее смысл.
Учитель: Объясните значение выделенного слова. (Отечество - Отец-Бог) В мировой истории эту войну называют Второй мировой, а в нашей стране - Великой Отечественной, Священной войной. Обычно фотографии подписывают. Как бы вы подписали эту фотографию? На основе текста составьте краткий комментарий.
Учащиеся формулируют подпись и записывают ее на листе альбома.
3. Организация работы над проектом в группе.
Учитель: А теперь я предлагаю вам поработать в группах и самостоятельно оформить страницы альбома по направлениям, которые вы назвали.
Представители групп выбирают конверт с заданиями.
1-я группа - «Материальная помощь».
2-я группа - «Партизанское движение».
3-я группа - «Молитвенная помощь».
4-я группа - «Участие в боевых действиях».
Содержание конверта:
- лист-памятка  группе
1. Внимательно изучите фото и текстовые документы.
2. Распределите материалы среди членов группы.
3. Откройте на рабочем столе компьютера папку «Церковь в годы войны», выберите в ней папку с вашей темой, изучите файлы с изображениями.
4. Соотнесите предложенную информацию с  фотографиями.
5. Выберите несколько фотографий для оформления страницы альбома.
6. Сформулируйте краткую подпись к выбранным фотографиям.
7. Расположите фотографии и подписи на листе и закрепите их.
8. Обсудите текст защиты и определите выступающего.
9. Начните свое выступление со слов «Наша страница альбома рассказывает о…», «На странице мы разместили фотографию, потому что она рассказывает о… К ней мы сделали подпись…»;
- набор фотографий и документов;
- информационная справка  (приложения 1-4);
- набор фотографий и документов (приложения 5-8).
4. Проектная групповая деятельность.
5. Представление результатов деятельности групп.
Учащиеся представляют классу  содержание альбомных страниц по своей тематике, аргументируют выбор фотографий, комментируют подписи к выбранным фотографиям.

V. Обобщение результатов овладения новым знанием
Учитель: Обратитесь к проблеме урока.  Обобщите результаты вашего поиска и сформулируйте вывод.
А эта фотография завершит наш фотоальбом (Парад Победы 1945 года, Москва). Как вы думаете, почему?
Предполагаемые ответы учащихся: На этой фотографии запечатлен фрагмент Парада Победы. В одном строю идут военачальники и священнослужители.

VI. Рефлексия
Учитель: Заканчивается урок, но на этом не заканчивается история этого альбома. Многие факты участия представителей духовенства в военных событиях еще неизвестны, поэтому я надеюсь, что вы продолжите исследовательскую работу по этой теме.
Демонстрация 3-го слайда презентации.
Учитель: Всматриваясь в лица этих ветеранов, хочется обратиться к словам протоиерея Викторина Зарецкого: «Полезным своей Родине можно быть под любой личиной». Чем мы можем помочь ветеранам?
Предполагаемые ответы учащихся: Проводить акции, поздравить их с праздником, если рядом живет ветеран, помочь ему по хозяйству…
Учитель: В качестве домашнего задания я предлагаю вам написать письмо ветерану, высказать все, что вы чувствуете, и начните его с обращения «Дорогой ветеран!». Что бы вы написали ему в письме?
Ответы учащихся.

Прим. ред. Презентация, приложения 1-8, видеоролик «Начало войны» опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/814

​Ольга КЛЕСТОВА, учитель истории, обществознания, основ православной культуры средней школы №2 города Людиново Калужской области