Для чего вообще нужны ККР? Вовсе не для того, чтобы кого-то в чем-то уличить, а затем показательно высечь, но исключительно, чтобы понять, что дети могут, а что нет, что усвоили на отлично, а над чем еще придется покорпеть. Работы, подобные ККР, помогают выстроить систему повышения квалификации учителей, потому что если дети массово чего-то не знают или не умеют, значит, скорее всего проблема с подходами к преподаванию конкретных тем и разделов. Поэтому сравнение краевой контрольной с ГИА, а уж тем более с ЕГЭ, кажется мне по крайней мере некорректным. Потому как ЕГЭ и ГИА - это экзамены с высокими ставками, где от количества набранных баллов зависит многое, а ККР  не более чем диагностика, выяснение «средней температуры по больнице». Во всяком случае, так она была задумана, а если ее превращают в орудие устрашения,  с этим надо разбираться.
Теперь об избыточном количестве заданий. Только по русскому языку их, как пишет Надежда Князева, семнадцать, включая мини-сочинение, и уложиться необходимо в сорок минут. Но кто сказал, что выполнить нужно все «от А до Я»? Возьмите любое международное исследование - PISA, TIMSS, PIRLSS,  там тоже никто не ждет от детей ответов на все вопросы. Одна из проблем наших школьников в том, что  они выполняют задания по очереди. И если что-то не получается,  «зависают» и дальше не с места. Это наша традиционная болезнь, которую особенно обидно наблюдать на всевозможных олимпиадах. Дело учителя - объяснить ребенку: если ты чего-то не знаешь, иди дальше, лучше решить пять задач из разных разделов, чем застрять на одной, потерять уйму времени, а с ней  и надежду на успех.
И все-таки статья Надежды Князевой - это определенный звонок. Ведь из нее следует, что местные руководители образования не объяснили своим учителям, с какой целью проводятся эти контрольные. Думаю, в будущем учебном году и краевое министерство, и краевой Центр оценки качества образования должны провести более тщательную разъяснительную работу, чтобы у педагогов, родителей и детей не осталось вопросов, чтобы все были спокойны и не воспринимали ККР как конец света.

NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования. Профессор. Академик РАО.