- Наверное, я не буду оригинален, отвечая на этот вопрос. Для меня, как и для многих людей, встреча со своим первым учителем стала одним из важных событий в жизни. Первые уроки доброты, человеколюбия, главные жизненные ориентиры я получил от Марии Иосифовны Карпенко, которая учила нас с первого по четвертый класс в восьмилетней школе №6 поселка Раздольное. Я чувствовал, как искренне исходят от нее доброта, любовь не только ко мне, но и ко всем моим одноклассникам. Такое отношение, безусловно, не может остаться безответным.
Я запомнил и такую ее черту, как снисходительность, мягкость к тем, кто допускал первые в своей жизни ошибки, оступался. Она могла так поговорить с тобой, не обижая, не укоряя, что хотелось немедленно все исправить и исправиться самому. Работа над своими ошибками стала моим правилом.
По складу характера, мышления я гуманитарий. Поэтому помню всех своих учителей истории, литературы, английского языка, которые помогали мне расширить знания, предусмотренные школьной программой, проявить способности и, безусловно, повлияли на мое будущее. Кто делает нас чемпионами, победителями, успешными людьми? Те, кто видит в нас героев, когда мы еще таковыми не являемся. Настоящий учитель берет эту миссию на себя. В моей жизни, к счастью, такие учителя были.
До сих пор считаю образцом руководителя образовательного учреждения Зою Григорьевну Сойкину, директора нашей школы. Ее авторитет был непререкаем и среди педагогов, и среди учеников. Она знала каждого ученика по имени и фамилии, знала его моральное и психическое состояние, поэтому всегда могла вовремя подбодрить или пожурить, вникнуть в проблему и помочь ее разрешить. Несмотря на высокий статус директора, мы чувствовали, что ей можно довериться. И если я до сих пор это помню, значит, она свою миссию педагога выполнила.
Хочу поделиться и еще одним воспоминанием. Никогда не забуду случай, как однажды в первом классе по дороге в школу, а мне приходилось добираться до нее минут 40, развязался шнурок, с которым я никак не мог справиться. Я был в отчаянии. И вдруг рядом появился восьмиклассник: приобнял меня, помог завязать злополучный шнурок и сказал, что все у меня будет хорошо. Считаю, что все мы друг у друга чему-то учимся. Ведь он мог пройти мимо, мог посмеяться надо мной, но кто-то уже привил ему чувство уважения не только к старшим и сильным, но и к младшим, слабым. Стараюсь в жизни придерживаться этого правила.
- А какое событие школьной жизни вам больше запомнилось?
- Запомнилось многое. До сих пор помню первый звонок: родителей со слезами радости и умиления, старшеклассников, которые казались такими взрослыми, умными, красивыми, что и словами не передать. Одноклассниц в канун 8 Марта - в красивых кружевных фартуках, с белыми бантами. Дни самоуправления и себя в роли учителя географии. Краевой слет чтецов, на котором прочел стихи собственного сочинения и стал победителем. Я с удовольствием участвовал в конкурсах сочинений: одно из призовых мест всегда доставалось мне. Мне и сертификат выдали для поступления на филфак ДВГУ.
- Александр Николаевич, а что для вас сегодня значит школа?
- Сегодня все больше и больше убеждаешься в том, какое важное значение имеют образование и воспитание в нашей жизни. Кто должен в довольно жестких условиях современного мира учить детей быть добрыми, любить мир, который к нам часто недобр? Безусловно, и семья, и школа. Но, учитывая ритм сегодняшней жизни, мы признаем, что у родителей все меньше остается на это времени. Школа стала главным местом, где формируется личность детей, выстраивается их жизненная траектория. Если говорить о школе на селе, то сегодня это социокультурные центры, которые притягивают к себе всех жителей. Городские школы предлагают все больше образовательных услуг и для взрослых. На пришкольных территориях, спортивных площадках занимаются не только школьники, но и их родители, старшие братья и сестры.
Школа привлекает к сотрудничеству всех участников образовательного процесса: учителей, учащихся, их родителей, общественность. Потому что, каким бы замечательным ни был учитель, если он один, без команды, стопроцентного результата он не добьется. Только союз ребят, родителей и педагогов формирует ту уникальную среду, которая позволяет благотворно влиять на становление мировоззрения, нравственных установок личности, привитие жизненно важных навыков.
- Какова роль региональной системы образования в развитии края?
- История образования Приморского края насчитывает почти полтора века. Система образования ХХI века представлена всеми уровнями образования. Существующая система профессиональных учебных заведений удовлетворяет запросы практически всех отраслей экономики Приморского края. Наши предшественники многое сделали, для того чтобы в Приморье открылись профессиональные учебные заведения для подготовки своих кадров, своих специалистов. Они понимали, что именно это позволит краю быть самостоятельным, независимым от центра.
Сегодня наш край стоит на пороге революционных перемен - он готов привлечь в экономику в качестве инвесторов крупный бизнес, он готов развивать крупные отраслевые образовательные кластеры в области нефтехимии, машиностроения, сельского хозяйства, энергетики, которые будут способствовать переводу экономики на инновационный путь развития. Но работодатель не решит задачи по социально-экономическому развитию края без школы. Подготовка будущих инженеров, специалистов технического профиля, современных квалифицированных рабочих должна начинаться в школе. Сначала на уровне профориентационной работы, затем на уровне создания условий для высокого качества образования. По этому принципу построена Концепция модернизации системы общего и дошкольного образования, профессионального образования Приморского края.
Понимая, что изменения в системе общего образования - залог развития образования края на перспективу, были поставлены задачи:
- создать базовые школы - центры компетенций естественно-научной, математической направленности, повысить качество преподавания предметов этого цикла, сформировать устойчивый интерес к предмету у школьников, добиться подтверждения высокого уровня полученных знаний на едином государственном экзамене, повлиять на выбор будущей профессии выпускников в пользу инженерных специальностей;
- увеличить охват дистанционным обучением, в том числе учащихся малокомплектных сельских школ и детей-инвалидов;
- создать условия для реализации творческих возможностей педагогов, повышения инновационной активности педагогического сообщества;
- перейти на новую систему оплаты труда педагогов, которая стимулировала бы повышение качества работы педагогов.
За три года на модернизацию системы общего образования из федерального и краевого бюджетов было направлено более 3,4 млрд рублей. Не буду перечислять все, что было сделано, об этом мы неоднократно говорили с педагогами на совещаниях, которые проводим традиционно в территориях, посещая школы и делая выводы, как сегодня в новых условиях работает учитель. Назову несколько важных цифр и фактов.
Нами создано 80 базовых школ естественно-научной и математической направленности, 40 - начального обучения. 48 школ стали филиалами базовых и также оснащены современным учебным оборудованием.
Все пункты проведения ЕГЭ оснащены современными компьютерными классами, которые используются и в учебном процессе. Обучение с помощью дистанционных технологий стало доступно для учащихся 130 сельских школ. Таким образом, доля школ, в которых обеспечены условия для дистанционного обучения школьников, в т. ч. детей-инвалидов, составляет более 25%.
Программы повышения квалификации учителей разработаны так, чтобы научить учителя работать с современным оборудованием, активно использовать в учебном процессе новые технологии. Обязательными стали стажировки в ведущих специализированных центрах, вузах страны. Сегодня уже не в диковинку в сельской школе мультимедийное оборудование; нетбук есть у каждого учителя; первоклашки с интересом выполняют задания с помощью компьютера, интерактивной доски.
Только за 2013 год удалось увеличить долю обучающихся в современных условиях на 18,9%. Сегодня этот показатель составляет 96,6%. Доля муниципальных образований, в которых созданы условия, обеспечивающие современное качественное образование, составляет 94,2%.
Заработная плата педагогических работников по итогам 2013 года составила 30658 рублей. Это на 59% больше, чем в 2011 году.
Я убежден, что необходимо выстроить цепочку с крепкими связями: школа - колледж - вуз - предприятие. Только тогда нам будут под силу серьезные инновационные проекты, способствующие социально-экономическому развитию нашего края. Только вместе мы можем быть сильными и способными чего-то добиться.
- Александр Николаевич, а какова роль учителя в развитии образования?
- Мне кажется, я уже ответил на этот вопрос. Хорошо, продолжу. Учитель - одно из главных действующих лиц в команде, ответственной за образование и воспитание подрастающего поколения, ее локомотив. Поэтому учитель не должен довольствоваться своим первым образованием, ограничивать себя в получении новых знаний. Он должен учиться всю жизнь, чтобы иметь право учить других. Он должен стремиться стать мастером, создающим в школе пространство Творчества, Радости и Любви.
Учитель является ключевой фигурой новой школы. И развитие школы сегодня начинается именно с учителя. Ожидаемый качественно новый, современный уровень образования, безусловно, будет достигнут в результате соединения новых знаний учителя с его профессиональным опытом.
- В последнее время часто говорят о модернизации образования и имеют в виду не только изменения в инфраструктуре образовательной системы, не только создание современных условий обучения, но и формирование нового сознания. Как проходит адаптация учителя к новым технологиям, программам?
- Я часто езжу по краю, бываю в школах и вижу, что в большинстве своем учителя с удовольствием воспринимают все новое, что появилось за последние годы. А мы стараемся им помогать адаптироваться в новых условиях. Главный помощник в этом вопросе у нас - Приморский институт развития образования.
Ежегодно он дает возможность нашим педагогам повысить свою квалификацию, организуя курсы для 5-7 тысяч человек. Институт старается идти в ногу со временем, разрабатывая новые программы, новые персонифицированные модели. Он предоставляет свою трибуну лучшим практикам, аналитикам, чтобы опыт лучших специалистов стал достоянием многих.
Совместно с институтом департамент проводит более 10 краевых конкурсов в год, участниками которых становятся почти полторы тысячи человек. Каждый из них ценен своим опытом. Традиционный Форум образовательных инициатив, который в этом году будет девятым по счету, позволил сформировать приличную копилку инновационных идей. Электронный каталог таких идей хранится в институте.

Владивосток

Досье «УГ»

Александр Николаевич Зубрицкий родился 23 июня 1970 г. в г. Артеме Приморского края. Имеет два высших образования: окончил Дальневосточный государственный университет по специальности «востоковед-филолог» и юридический факультет того же вуза. Является одним из крупнейших ученых современности в области корейской культуры и филологии.
С 2004 по 2008 год работал в ДВГУ - директором Русской школы для иностранных граждан, заместителем директора международного департамента, заместителем проректора по экономическим и инвестиционным проектам, проректором по международным отношениям.
С 2008 по 2010 год - заместитель главы Владивостока. Также является президентом Азиатско-Тихоокеанской ассоциации преподавателей русского языка и литературы, директором Дальневосточного филиала фонда «Русский мир».
В данный момент обучается в аспирантуре по специальности «политология».