Каждый год в гимназии девятая параллель погружается в события той страшной войны, которая становится все дальше от нас. Эмпирическим путем было установлено, что этот возраст особенно сенситивен к переживаниям, связанным с защитой Родины, героизмом и осмыслением ценности жизни. Мальчишки, надевшие военную форму тех лет, как будто попадают в машину времени. Первые романтические чувства, уже озарившие многих, помогают измерить глубину утрат. И все это, безусловно, связано с погружением, проживанием, без чего не рождаются смыслы. И слезы учителей, которые невозможно сдержать, связаны не столько с сопереживанием героям, сколько с преображением, которое происходит с их учениками. Только когда они искренне переживают происходящее «в игре», начинается «подключение» зрителя к соучастию. И вот уже зал и сцена едины, как написала десятиклассница Анна Ушакова: «Это было непередаваемо: как будто от ребят к зрителям тянулись невидимые нити, которые объединяли всех, кто в этот день жил в гимназии. Многие плакали...»

Но вот процесс подготовки не был ни легким, ни определенным, ни размеренным. Каждый спектакль, начиная с распределения ролей, таит в себе множество мелких конфликтных ситуаций, и это конфликты не только между актерами, но и внутренние. Молодые люди впервые осознают, что нельзя не справиться с задачей, нужно принять на себя ответственность, найти в себе силы работать на износ в течение двух-трех недель по пять-шесть часов в день, и особенно - в майские праздники. Для участия в проекте приглашаются дети исключительно по желанию. Но пока не окажешься в этой ситуации, не представишь, как это непросто, когда твои сверстники гуляют по городу, когда погода манит и дома так много интересных дел!
Начинаются и волнения родителей: разве можно столько времени тратить на репетиции? Нужно и уроки делать, и, что особенно важно, результаты тренировочного ГИА не очень хороши... И как это так, в выходные ни одного дня ребенок не провел дома и, значит, физически не отдохнул, переутомлен, приходит и только спит. И они, оказывается, не ожидали такого напряженного репетиционного процесса: «Что у нас, театр, что ли?»
Репетировать тоже можно по-разному. Можно взять готовый сценарий, раздать роли, подобрать реквизит и костюмы, выучить порядок реплик, нужную интонацию. Какой багаж получат дети в этом случае? Опыт взаимодействия, безусловно, и эффект завершенного дела. А можно построить процесс подготовки спектакля как совместное проектирование, когда в обсуждении рождаются новые интерпретации, новое видение эпизода, новые действия. Когда, прежде чем сыграть нужную эмоцию, ее сначала необходимо найти в собственном опыте, проявить ее смысл не только для себя, но и для окружающих. Соотнести взрослый мир и мир подростковых переживаний. Соотнести разные исторические реальности и в конце концов воплотить в действие и т. д. Тогда это действительно работа. Внутренняя, глубокая, имеющая огромный ресурс. Работа по выстраиванию собственной личности в пространстве взаимодействия с другими, приращению и обогащению внутренней картины мира.
Конечно, можно все это время готовиться к ГИА. Но какой получится багаж? И не оттого ли родители страдают, что в их жизни не было подобных возможностей? Им, так много времени проводящим на работе, постоянно хочется домой. Хочется, чтобы детям там было так же хорошо, как и им самим. А что является домом для подростка? Хочется ли ему все свободное время находиться с родителями? Чтобы ответить на эти вопросы, может быть, нам, взрослым, нужно проанализировать свой собственный подростковый опыт? Не так часто мы возвращаемся в свою память поры взросления, а следовало бы...
Нельзя не обозначить еще один важный элемент приращения жизненного опыта: эффект свершившегося триумфа, аплодисменты зала и краткую формулу: «Мы сделали это!» И затем уже - анализ полученного результата. Не только внешнего впечатления, но и собственного развития. И опять вопрос к взрослым: а вам удавалась подобная самореализация в столь юном возрасте? Не сложилась бы ваша жизнь иначе, будь у вас за спиной подобный опыт?

P.S. Предыдущие материалы из серии «Неделя директора школы» читайте в «УГ» №11, 12, 14, 19 и 20 за 2014 год.

Ольга ФИЛИМОНОВА, директор МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б.Ольбинского», Московская область