Владимир ФИЛИППОВ, министр образования

- Мы и не прогнозировали быстрого введения государственных именных финансовых обязательств. В самом деле ГИФО - новая и наиболее сложная идеология, в основе которой лежит принцип нормативного финансирования образовательных учреждений. Хотя она закреплена в Законе «Об образовании», процесс реализации этой идеи скорее всего потребует немало времени и усилий.

Напомню, в чем смысл введения ГИФО. Сегодня в вузах России студенты учатся или полностью за счет государственного бюджета, или полностью за свой счет. При этом сумма, которую «коммерческий» студент платит за обучение, не зависит ни от его предшествующей академической успеваемости, ни от социального положения. Поэтому было предложено ввести более гибкую систему финансирования вузов, при которой студент платит за учебу тем ниже, чем выше его результаты на едином государственном экзамене (разумеется, здесь основную роль будут играть результаты ЕГЭ по профильным дисциплинам, представленные для поступления на ту или иную специальность). Набравшие же, например, более 70 процентов баллов должны учиться бесплатно. Такая система, с одной стороны, стимулирует молодых людей хорошо учиться в школе и добросовестно готовиться к экзаменам. С другой стороны, она более справедлива в социальном плане: значительная часть «коммерческих» студентов будет платить за обучение только часть его цены.

ГИФО - это фактически бюджетные деньги, которые абитуриенты приносят в вузы. Чем выше категории ГИФО зачисленных студентов, тем больше средств вузы получат от государства. Вузы, оказывающие услуги лучшего качества и в большем объеме, получат больше денег.

Эксперимент по ГИФО в новом учебном году мы не планируем расширять - в нем будут участвовать те же вузы. В отличие от ЕГЭ, где важно отработать технологию с привлечением большого числа школ и вузов, этот эксперимент - финансово-экономический.

Для анализа достаточно опыта работы нескольких учебных заведений. В течение первого года эксперимента было выявлено, что мы определили слишком высокую категорию ГИФО - вторую из пяти - для студентов, поступивших по целевому набору. В результате учебные заведения набрали завышенное число «целевиков», государству пришлось выделять этим вузам больше средств, чем предусматривалось ранее. В этом году параметры ГИФО изменены, их надо вновь апробировать и потом оценить с финансово-экономических и социальных позиций.

Таким образом, эксперимент по ГИФО, несмотря ни на что, будет продолжаться. Президент поставил задачу в целом по социальной сфере: уйти от финансирования стен учреждений - больниц, поликлиник, вузов, т.е. финансировать не стены, а объем и качество оказанных услуг. Естественно, возникает вопрос: а кто будет оценивать? Вузы ведь разные. Конечно, это может сделать государство: одному вузу дать больше денег, то есть обеспечить его бесплатными бюджетными местами, другому - меньше. Но есть иной вариант. Он реализуется сейчас в здравоохранении в виде медицинского страхования и в образовании в виде ГИФО. Часть денег в здравоохранение и образование должна прийти от населения. Хочу подчеркнуть, что слухи об отказе от ГИФО не только преувеличены, но и неверны.

Эксперимент продолжится обязательно, хотя в результате ГИФО могут называться по-другому. Внедрить новый механизм финансирования высшего образования мы просто обязаны. Я бы добавил: здесь мы обречены на успех. Хотя и небыстрый.