Современная ключевая цель российской образовательной политики - обеспечение качества и доступности образования, в полной мере соответствующего образовательным потребностям личности, приоритетам развития общества и государства, требованиям и реалиям нового времени. Создание механизма устойчивого развития образования есть сущность модернизации, которая осуществляется в условиях глобализации, стандартизации, интеграции в международное образовательное пространство. Перенастройка системы образования сегодня происходит в контексте современной парадигмы «Образование через всю жизнь». Развитие образования в настоящее время опирается на фундаментальные основы законодательной базы, изменяющей облик современной системы образования. Вступление в действие в 2013 г. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» стало базовой платформой перезагрузки всей системы образования на основе современных механизмов обновления содержания, функционирования, управления, инновационного развития.
В Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, где образование отнесено к сфере развития человеческого капитала, содержится важнейшее положение о том, что необходимым условием для формирования инновационной экономики стала модернизация системы образования как основа динамичного экономического роста и социального развития общества. Перспектива тенденций развития образования будет определяться ростом численности детей школьного возраста, изменением структуры расселения за счет увеличения населения городов и увеличения доли детей трудовых мигрантов, усиления конкуренции за человеческие ресурсы в связи с недостатком предложений на рынке труда; изменения среды социализации, в которой будут интегрированы социокультурные и технологические возможности. Эти прогнозные позиции изменяют содержание образования, которое должно быть направлено на формирование социальных компетенций и готовности человека к адаптации в меняющихся условиях рынка труда учиться и повышать свою квалификацию в течение всей жизни. Укрупненные форматы образовательных организаций, которые будут включать ступени начальной, средней и старшей школы, интегрируются в единую среду социализации с организациями дополнительного образования, культуры и спорта, что, по существу, заключает в себе прообраз будущего, который в настоящее время в Москве стал реальностью. Москва всегда была своеобразной апробационной площадкой, на которой осуществлялись первые пробы внедрения опережающих инноваций. Это признает и понимает сообщество, ведь за столицей - вся Россия. Поэтому генеральная цель московского образования - увеличение вклада системы образования в рост конкурентоспособности Москвы как одного из мировых центров современной цивилизации. Никогда ранее такая задача не ставилась, в советское время Москве в России было не с кем соревноваться, сегодня ситуация изменилась. Главным результатом развития города Москвы как столицы великого государства должна стать ее долгосрочная конкурентоспособность на мировой арене.
Вклад системы образования в конкурентоспособность Москвы и москвичей базируется на решении двух основных задач: создание условий для развития способностей каждого московского ребенка, так как потерянные способности одного московского школьника - это потеря пусть малой, но доли потенциала города; сохранение в обществе консолидирующей роли системы образования. Хорошее образование, глубокое понимание человеком мира других людей и своего собственного само по себе уменьшает конфликт в обществе, ибо фанатизм и враждебность к другим растут в основном в атмосфере невежества. Когда возникает избыточное расслоение в обществе по доступности и качеству образования для различных групп населения, это всегда прямой путь к конфронтации, а этого в Москве допустить нельзя.
Последние годы стали для московского образования временем интенсивного поиска новых идей развития качества, эффективности и доступности образования в соответствии с международными трендами и социокультурными запросами мегаполиса. В качестве международных тенденций, определивших направленность и характер преобразований, необходимо отметить глобальные модернизационные процессы и ориентацию на совершенствование механизмов управления образованием, развитие системы обеспечения качества обучения и признание его результатов на международном уровне, а также создание необходимых условий для обучения человека в течение всей жизни. Учет этих тенденций в развитии мировой образовательной практики, а также реальные запросы Москвы определили приоритеты в управлении системой столичного образования через укрупнение образовательных организаций посредством создания образовательных комплексов и использования инновационного менеджмента через разработку модели управления качеством образования. Образование все чаще рассматривают с государственной позиции как условие и ресурс развития современной экономики. Но со стороны граждан, со стороны семьи и самого обучающегося этот вопрос ставят и решают как вопрос выбора и выстраивания собственной жизненной стратегии. Это значит, что ни одна семья не должна иметь препятствий для выбора образовательной траектории своего ребенка. Реальный результат школьного образования выступает базой для дальнейшего качественного профессионального образования и целенаправленно получаемого высшего образования. Закон «Об образовании в Российской Федерации» предоставляет для этого все права и возможности. При осуществлении модернизации образования важно понимать, что позитивный эффект возможен только при условии реализации в системе образования комплекса структурных, институциональных и содержательно-технологических реформ, учитывающих реалии современной жизни. Для семьи и самого обучающегося это означает наличие реальных условий для реализации предоставляемого права на выбор образовательной траектории. Это значит, что ни место проживания, ни ограничения финансовых возможностей семьи, ни социальный статус, ни особенности, связанные с ограничением физических возможностей ребенка, не могут быть препятствием для реализации такого выбора.
В соответствии с приоритетами государственной образовательной политики по достижению главных целей - доступности и качества образования, конкурентоспособности системы образования - необходима опора на новую линейку ценностей образования, которые обеспечивают модернизацию образования: выбор, самостоятельность, ответственность, качество, эффективность. Построение новой системы образования обусловлено трендом непрерывного образования, направленного на развитие человеческого капитала и формирование экономики, основанной на знаниях. Все это стало основанием для разработки стратегии реформы системы столичного образования, которая проходит уже более трех лет. Суть реформы хорошо известна - создание многопрофильных образовательных комплексов, объединяющих все уровни и виды образовательной практики - от дошкольного образования до среднего профессионального образования и дополнительного образования. Гибкое, вариативное, я бы сказал, полифоничное культурно-образовательное пространство комплекса изначально выступает в качестве необходимого условия формирования всего спектра индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, возможности гибкого реагирования образовательного комплекса на самые различные запросы и потребности как самих обучающихся, так и их родителей.
Странно было бы надеяться, что столь масштабные реформы будут протекать гладко, без сучка без задоринки. Возникает очень много вопросов - как организационных, так и содержательных, причем решать их приходится, зачастую не имея почти никаких готовых образцов успешной практики. Вот почему традиционные подходы к научному обеспечению процесса модернизации мы оцениваем как малоэффективные и неадекватные уровню возникающих проблем.
Интересно отметить, что в Москве, как и в целом в России, достаточно много организаций, призванных решать вопросы научного и научно-методического обеспечения образовательной деятельности, выходит немалое число научных журналов по педагогике и смежным дисциплинам, постоянно проходят конференции и семинары. Внешне наблюдается весьма кипучая работа, но, как ни странно, все это пока явно недостаточно отражается как на уровне организации деятельности отдельных образовательных организаций, а до отдельно взятого педагога какие-либо новации до недавнего времени почти не доходили.
Мы, работники образовательной сферы, уже привыкли всерьез считать, что именно образование все в большей степени становится генератором социокультурных изменений или естественным образом имеет опережающий характер по отношению к общему уровню развития социокультурной сферы. Это правильные тезисы, но чтобы они действительно претворились в жизнь, необходим, на наш взгляд, совершенно иной уровень организации системы научного обеспечения процесса развития образования.
Деятельность МИРО выстраивается прежде всего с учетом двух ключевых составляющих любой реформы образования. Первый из них - содержательный, можно сказать, педагогический, то есть все то, что непосредственно связано с разработкой учебных программ, образовательных технологий, технологий и содержания воспитательной работы. Второй - организационный, или институциональный: проблемы структурной реорганизации, разработка систем управления, финансового обеспечения образовательных организаций. Совершенно очевидно, что полноценное развитие образования возможно только при определенной сбалансированности обеих составляющих. Как ее достичь? На наш взгляд, необходимо найти верную точку приложения усилий.
Все ключевые вопросы должны разрабатывать совместно с теми, кто призван реализовывать найденные решения на практике. Это важнейший принцип организации научного обеспечения. Вот почему мы в институте сформировали и развиваем сеть базовых, стажировочных площадок в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования, по всем основным направлениям работы. Всего на сегодняшний день уже разворачивают свою работу более 40 базовых площадок и около 25 стажировочных (в основном в системе дошкольного образования). Для нас площадки - это творческие лаборатории, на базе которых прорабатывают основные элементы процесса реформ, апробируют результаты, выносят экспертные суждения о целесообразности тех или иных новаций.
Мы выделили главные направления научного поиска.
Первое - система организации деятельности и управления многопрофильными образовательными комплексами, различные формы реализации индивидуальных образовательных траекторий в рамках комплексов, эффективный учебный план как инструмент обеспечения доступности и качества образования.
Второе - трансформация дошкольного образования в многопрофильных комплексах, реализация ФГОС дошкольного образования.
Третье - проектная и проектно-исследовательская работа обучающихся, необходимость внедрения проектного подхода как ключевой образовательной технологии.
Четвертое - инновационная деятельность образовательных организаций, сетевые формы организации инновационно-образовательной деятельности, научный анализ и экспертиза системы деятельности и результатов работы инновационных площадок разных уровней.
Пятое - современные подходы к организации финансово-хозяйственной деятельности образовательных организаций, проблемы формирования государственных заданий, выполнения требований 44-ФЗ (контрактная система), особенности получения внебюджетных средств.
Шестое - проблемы развития среднего профессионального образования Москвы, профессиональной подготовки рабочих кадров, проблемы интеграции среднего профессионального и общего образования, построения профессиональной карьеры обучающихся, взаимодействия профессиональных учебных заведений и работодателей.
Седьмое - пути развития дополнительного образования детей в современных условиях, взаимосвязь дополнительного и общего образования, дополнительное образование в структуре многопрофильного образовательного комплекса.
Восьмое - информационно-аналитическое сопровождение деятельности системы московского образования, информационная поддержка процесса реализации городской программы «Столичное образование», проблемы защиты и использования результатов интеллектуальной деятельности образовательных организаций.