В обсуждении проекта стандарта приняли участие профессиональные эксперты и официальные представители профильных профессиональных ассоциаций и профессиональных союзов, разработчики получили 12 экспертных заключений (7 - от ассоциаций и союзов, 5 - от профильных специалистов). По замечаниям и предложениям, полученным в ходе общественно-профессионального обсуждения, в текст профессионального стандарта педагога и пояснительной записки к нему разработчики внесли необходимые изменения. Окончательный вариант проекта профессионального стандарта педагога и пояснительная записка к нему были рассмотрены и одобрены на расширенном заседании рабочей группы Минтруда России 03.09.2013 г. и разработчиков стандарта (И.Волошина, В.Рубцов). Результаты разработки Концепции и проекта профессионального стандарта педагога, а также содержательный анализ замечаний и предложений, поступивших в ходе общественно-профессионального обсуждения, позволили разработчикам сформулировать рекомендации по введению его в действие.
В процессе общественно-профессионального обсуждения для оптимизации содержания стандарта авторы разработали анкету для опроса сотрудников образовательных организаций, которая включала такие разделы: основные трудовые функции; оценка значимости трудовых функций; необходимые знания; необходимые умения; особые характеристики трудовых функций и наименования должностей, соответствующих данному виду трудовой деятельности. В результате обобщения данных опроса, замечаний и поступивших в ходе общественно-профессионального обсуждения предложений была уточнена Концепция профессионального стандарта педагога, разработано его содержание и подготовлен согласованный проект профессионального стандарта.
В обобщенном виде замечания и предложения участников обсуждения и экспертов говорят о том, что для эффективного применения разработанного проекта необходимы:
- апробация и поэтапное внедрение профессионального стандарта с последующей корректировкой его содержания; в том числе приведение в соответствие содержания стандарта профессиональной деятельности педагога и федеральных государственных образовательных стандартов высшего педагогического образования;
- развитие системы дополнительного образования и повышения квалификации для педагогических работников;
- разработка механизмов использования стандарта в системе организации трудовых отношений педагога и образовательной организации.
Подводя итог общественно-профессионального обсуждения и обобщая приведенные выше материалы, можно сказать о том, что:
    существуют общие тенденции в области отношения граждан к институту власти, которые могут выступать предикторами негативных явлений относительно конкретных нововведений, в том числе внедрения профессионального стандарта педагога;
    проблемные моменты, связанные с разработкой и внедрением стандарта профессиональной деятельности педагога в разных странах, имеют общие черты, связанные в большинстве случаев с опасениями специалистов в отношении новых требований, критериев их оценки;
    общий фактор, детерминирующий тревожность и негативное отношение к введению стандарта российских специалистов, несоответствие, по мнению участников обсуждения, условий и ресурсов деятельности педагога требованиям профессионального стандарта;
    подходы к использованию профессионального стандарта могут лежать как в области организации образовательного процесса и регулирования деятельности педагога, так и в области развития и повышения качества самой профессиональной деятельности. В обоих случаях профессиональному сообществу должны быть представлены конкретные и прозрачные механизмы использования профессионального стандарта, отражающие его влияние на оценку квалификации специалиста и качество профессиональной деятельности.
Разработчики считают, что профессиональный стандарт деятельности педагога одно из важнейших средств повышения качества работы отдельного учителя, образовательной организации и образовательной системы в целом. Очевидно, что повсеместное введение профессиональных стандартов специальностей социальной сферы, в том числе профессиональных стандартов в системе образования России, не может и не должно произойти мгновенно, по команде сверху, необходим период для их доработки и адаптации к ним профессионального сообщества.
Понимая необходимость повысить эффективность введения в действие и применения профессиональных стандартов, разработчики сформулировали рекомендации по внедрению и применению разработанных стандартов в практику отечественного образования. Эти рекомендации предполагают организацию соответствующих научно-практических разработок, планирование и реализацию практических проектов.
Особенность применения разработанного профессионального стандарта педагога в том, что он имеет рекомендательный характер (статья №46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273) и, следовательно, может применяться по мере готовности субъектов трудового процесса и при их желании, то есть добровольно.
Необходимо предусмотреть и обеспечить поэтапное введение профессиональных стандартов, включающее апробацию содержания стандарта, разработку и апробацию механизмов его использования и при необходимости последующую коррекцию содержания профессионального стандарта. Механизм апробации стандарта - создание пилотных площадок с добровольным участием организаций и учреждений соответствующего профиля.
В качестве государственно-общественного механизма управления процессом внедрения профессионального стандарта целесообразно создавать общественные ассоциации и поручить им решение следующих задач:
    общественный контроль над процессом обсуждения, апробации и внедрения профессионального стандарта;
    мониторинг процесса внедрения стандарта на региональных пилотных площадках;
    оказание информационной, правовой, методической и иной поддержки тем организациям пилотных площадок;
    оказание информационной и методической поддержки педагогическим вузам и центрам повышения квалификации специалистов;
    обеспечение сетевого взаимодействия специалистов, образовательных организаций, органов управления образованием, руководствующихся в своей деятельности профессиональным стандартом;
    своевременное информирование органов власти и управления о нарушениях прав специалистов и организаций вследствие ошибочных трактовок положений профессионального стандарта.
Для повышения эффективности внедрения профессионального стандарта в рамках целевых программ Минобразования России необходимо предусмотреть дополнительные мероприятия по разработке и реализации программ подготовки кадров через систему дополнительного профессионального образования.
По итогам апробации профессионального стандарта и результатам пилотных проектов следует предусмотреть возможность изменения соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и согласования их содержания со стандартом профессиональной деятельности специалиста. Введение нового профессионального стандарта должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.
Введение профессионального стандарта потребует внесения существенных изменений в действующие нормативные документы, определяющие трудовые отношения между работниками и их работодателями, в частности, необходимо разработать систему общественно-профессиональной сертификации (оценки уровня профессиональной квалификации) специалистов с выдачей соответствующего профессионального сертификата.
Введение профессионального стандарта педагога приведет к необходимости изменить процедуры замещения должностей и аттестации работников при замещении должностей работников: необходимо определить те правовые, организационные, кадровые и экономические условия, которые позволят ввести профессиональный экзамен на право допуска к профессиональной деятельности и организовать необходимую стажировку будущего работника как оптимальный способ введения его в профессию.
Одновременно с введением в действие профессионального стандарта необходимо начать разработку национальной системы квалификационных требований (ко всем специалистам социальной сферы), организационных и нормативных механизмов аттестации и сертификации персонала, определяющих содержание профессиональной квалификации и механизмы ее применения, в том числе с целью оценки эффективности деятельности, оплаты труда и поддержания необходимого уровня квалификации работника.

Юрий ЗАБРОДИН, проректор МГППУ;
Евгений Ямбург, директор Центра образования №109