В театральном музее им. Бахрушина показали выставку «Я - счастливый человек». Увидела свет книга Розова «Удивление перед жизнью». А в Российском академическом молодежном театре, куда в свое время никому еще не известный драматург принес свою первую пьесу «Ее друзья», устроили Розовские чтения: начинающие авторы читали свои произведения, а пять молодых режиссеров представили публике эскизы спектаклей по розовским пьесам. Главный приз в этом импровизированном конкурсе - возможность превратить сценический «черновик» в полноценный спектакль. Счастливый билет достался Александру Баркару, режиссеру театральной студии Deep из Луганска. И вот уже его затейливый «Затейник» - полноправный обитатель афиши РАМТа.
Что нужно, для того чтобы рассказать историю любовного треугольника? Не так уж много на самом деле. Три хороших артиста. Минимум реквизита и пятачок сцены - «Черная комната» РАМТа, крошечный зал всего на несколько десятков мест, оказавшись в котором будто выпадаешь из времени и пространства, подходит идеально. Да, и последнее, сущий пустяк - особое режиссерское зрение, благодаря которому старый как мир сюжет, сыгранный и обыгранный сотни раз, превращается в нечто уникальное, в своем роде единственное, цепляющее и уже не отпускающее, заставляющее бешено колотиться сердце: «А если бы я так? А если бы со мной такое?»
Полвека назад Розов написал пьесу для своего времени революционную, по-настоящему «оттепельную». Не про завод и доменные печи, не про дружный коллектив, перевоспитывающий зарвавшегося индивидуалиста, но про людей, какие они есть. Про большую любовь, оборачивающуюся большим предательством. Но несмотря на всю свою внутреннюю свежесть, по форме «Затейник» - классическая двухчастная пьеса без всяких там модернистских штучек. А Александру Баркару нужны были именно штучки. Не для красного словца, ради которого не пожалеешь и классика отечественной сцены, но для пользы дела, чтобы конфликт обострить. И чтобы стать понятным тем, кто вырос в другом художественном измерении, привык к несколько иному, чем у Розова, изобразительному языку. И как оно, получилось? Получилось, отлично вышло! Баркар придумал остроумный ход: взял два акта и наложил их друг на друга, превратив в один. Как если бы взял два негатива и сделал из них одну фотографию. В итоге два диалога слились в одно трехголосие, отчаянное, пронзительное.
Итак, в течение часа с четвертью на сцене трое. Молодой преуспевающий доцент Валентин (Степан Морозов), отправившийся в отпуск куда-то в Сочи и встретивший там своего старого друга Сергея, которого давно втайне и не без внутреннего облегчения полагал без вести пропавшим. Жена Валентина - Галина (Рамиля Искандер), учитель начальных классов в красивом бирюзовом платье и с потухшим безжизненным взором, в прошлом - невеста Сергея, которой вернувшийся супруг нехотя рассказывает о приключившейся встрече. И наконец, сам Сергей (Андрей Сипин), некогда блестящий молодой человек, душа компании, а ныне выброшенный на обочину жизни массовик-затейник, пожертвовавший собственным чувством во имя, как ему казалось, счастья любимой женщины. Кто из них третий лишний - вот главный вопрос «Затейника». А уж как ответить на него - личное дело каждого, единую инструкцию никто для нас не заготовил.
И как в любой хорошей истории, здесь нет правых и виноватых. А есть только связка полуистлевших скелетов в шкафу да слишком поздно пришедшее осознание того, что маленькие уступки, крошечные компромиссы с совестью и жалкие мыслишки, мол, так будет лучше для всех, вырастают в итоге в общее невыносимое безлюбье. И чтобы доказать это, понадобилось всего ничего: три хороших артиста, пятачок сцены да особое режиссерское зрение.