Его классика
Чем Евгений Михайлович Синицкий показался интересен мне? Своей мудростью и рассудительностью. Меня всегда удивляют (со знаком «плюс») педагоги, искренне любящие свой предмет, настоящие асы в своей сфере и при этом достаточно снисходительные к ученикам. Они вовсе не настаивают, чтобы школьники любили их предмет, занимались только им одним с утра до вечера... Так и Евгений прекрасно осознает, что классическая музыка, о которой согласно программе он рассказывает своим ученикам, - элитарное искусство, как и настоящая поэзия, классическая литература, живопись. Но в то же время он отдает себе отчет, что «если дети не столкнутся с классикой в школе, у них не будет возможности ничего об этом узнать, для них это будет всегда закрытый мир. А так у них будет хотя бы первая встреча с искусством, они на уроках сделают один, второй, третий шаг. А дальше по этой лестнице пойдут сами...».
Не испытывая никаких иллюзий относительно культурного багажа современных детей и подростков, Евгений все-таки вступает в дискуссию с теми из них, кто говорит, морщась: «Мне не нравится классика!» Он спрашивает: «А ты ее слушал? Или тебе просто сказали, что это скучно, и ты поверил?»
Но что значит «слушать классику»? Дети привыкли, что музыка на дискотеке - это короткие песенки, диджейские сеты по 4-5 минут. А когда вы приходите в концертный зал, вас ждет гораздо более длительное произведение. Причем воспринимать его надо вдумчиво, следить за развитием темы. А еще, чтобы понять серьезную музыку, надо знать ее основы - что такое музыкальная форма, музыкальное состояние, тональность, лад...
Спрашиваю Евгения: «Современным детям все это под силу?»
Он отвечает сразу, по-видимому, на эту тему уже думал-передумал... «Мне как-то попалось интересное выражение основателя нашего предмета Дмитрия Борисовича Кабалевского. В конце жизни он сказал, что вся методика, структура, которую мы создали, в итоге позволила детям слушать музыку 40 секунд, пока звучит главная тема. А дальше идет разработка. Кто ее будет слушать? Для этого необходим интерес. Нужно знание биографии композитора. Музыка становится не просто звучанием, а историей, которую можно пережить».
Стремясь помочь детям научиться воспринимать серьезную музыку, Евгений Михайлович использует различные методы. Самый простой - идти через современную музыку, которой увлечены дети. Тем более что многое нравится и их учителю. Взрослый «в теме» - это главное для ребят, с таким есть о чем поговорить. Обсуждают рэп. Все соглашаются с очевидным - тут нет серьезного вокала, но есть музыкально-ритмический текст. На первый план выходит смысловая нагрузка. Современная электронная музыка - на первый план выходят гармония и ритм. А мелодии нет. «Дети сами приходят к выводу, что эта музыка не очень содержательна, она нужна для отдыха, для создания определенного настроения, не более, - рассказывает Евгений. -  И тут мы берем классику. Каждая мелодия - мысль, выраженная в звуке. А если полифоническая музыка, когда одновременно звучат несколько мелодий, что это может значить? И начинается борьба лени с интересом. Интересно вам разобраться с тем, что хотел сказать композитор, - давайте попробуем. Лень? Извините... Но тогда не говорите, что классика - это нечто  недостойное вас».

Его живая музыка
Нетривиальные подходы к преподаванию заданы не только молодостью учителя Синицкого, но и его образовательным багажом. Он окончил сначала музыкальное отделение Калининградского регионального социально-педагогического колледжа, а затем исторический факультет Российского государственного университета имени Иммануила Канта. Так что по специальности Евгений не только учитель музыки (кстати, может преподавать предмет даже в детском саду), но и культуролог. Поэтому ведет в старших классах мировую художественную культуру, а в четвертых - основы религиозных культур и светской этики. Нравится курс «Основы мировых религий», а вести пришлось «Основы светской этики» - курс сложный, во многом абстрактный, но зато помогающий выходить на сотрудничество с семьей, ведь в нем такие важные темы, как «Род», «Семья», «Родословная», которые без пап, мам, бабушек и дедушек никак не познаешь...
Но конечно, его любимый предмет - музыка. «Это действительно мой предмет. Мне интересно с ребятами. Им тоже есть что послушать на уроке, о чем поговорить со мной. Я пока не могу сказать, что себя исчерпал».
Важно, что Евгений не учитель, вещающий с кафедры, а настоящий музыкант, исполнитель. Между прочим, лауреат фортепианного конкурса им. Д.Б.Кабалевского, проходившего в Туле, участник городских хоровых коллективов «Кант» и «Гармония». Он играет для своих учеников живую музыку, причем те произведения, которых нет в программе, те, что нравятся самому, когда-то выучил и исполнял в родной области, на гастролях в центральной России, за рубежом... Какая музыка нравится Евгению? Самая разная. Одно из любимых и музыкальных, и художественных направлений - импрессионизм. По душе композиторы XX века.
Когда ребенок слушает не запись, а живое профессиональное исполнение - есть шанс достучаться до его души, до дремлющих чувств. Конечно, это происходит не всегда. Иногда Евгений играет, причем хорошо, на подъеме, а дети шумят, двигаются, не слушают. Грустно, но часто ребята не приучены слушать музыку дома, в семье. Нет у нас такой массовой традиции. В Европе, например, по-другому, там Баха, Гайдна с младенчества знают, потому что ходят с родителями на церковные службы. Классический концерт для европейцев не испытание на прочность, а привычное наслаждение. А у нас родители слушают попсу из телевизора, и у ребенка формируется соответствующая музыкальная культура. Евгений говорит обо всем этом без горечи, просто он реалист и понимает, что такую ситуацию изменить трудно. С другой стороны, он один из немногих людей в окружении современного школьника, которые могут изменить его отношение к настоящей, серьезной музыке. И если ребенок вместо попсы будет слушать качественный рок - это тоже будет победа.

Его творчество
Когда Евгений дает мастер-класс, у него очень серьезное, отрешенное лицо. Ответственный человек, педагог. Вот и на недавнем мероприятии Общероссийского профсоюза образования - Всероссийской педагогической школе - он выступал с темой «Царит мелодия оркестра». А мастер-класс между тем оказался чуть ли не хулиганским. Сначала Синицкий задавал залу провокационные вопросы: что нам понадобится, чтобы играть музыку? «Пальцы, талант, специальные знания», - отвечал зал. А потом и вовсе пригласил на сцену людей, которые никогда ни на чем не умели играть, раздал им ложки, трещотки, другие народные музыкальные инструменты, пригласил идти музыкально за его свирелью. И получился настоящий оркестр, и даже джаз этот оркестр исполнил.
Так что, задавая Евгению вопрос, строгий ли он учитель, я уже наполовину знала ответ на него... Синицкий ответил, улыбаясь: «Мне неинтересно быть строгим, не получается. Надо постараться, чтобы быть строгим преподавателем... минут 15».
Ну как может быть строгим человек, который, увидев, как танцуют его ученики, тоже пошел заниматься бальными танцами? Который рисует граффити. И любит фотографировать родной город Черняховск в разное время суток. Он хорош и рано утром, и ночью, и солнечным полднем. А еще он создает фотографические портреты. Посмотрите на его творчество (фотографии выложены на сайте Евгения, вот здесь: http://sinitskiy.jimdo.com/креатив). По-моему, просто здорово получается!
Недавно Лилия Султангулова, руководитель фотоклуба «Ракурс», в котором состоит Евгений, предложила интересный проект под названием «Зеленая кошка». Нужно было не просто фотографировать городские объекты, но рисовать светом - эта техника называется фризлайт. Получилось увлекательно, красиво, необычно. А почему «Зеленая кошка»?

Его город
Есть легенда в городе Черняховске. Когда он еще был немецким Инстербургом, в одном из пабов жила черная кошка. И если в паб приходил человек с дурными мыслями, намерением что-нибудь украсть, кошка выгибалась и шипела на него, стараясь оцарапать. Кошки давно нет, но некоторые особо романтичные натуры видят ее зеленые глаза. Отсюда и словосочетание «зеленая кошка».
Здорово, наверное, жить в городе с интересной историей и двойным именем. А таких городов в Калининградской области много. И житель каждого из них знает старое название. Конечно, пользуются новым, особенно когда выезжают в «большую Россию». Но между собой, тем более когда речь идет об истории, называют по-старому.
А история у Инстербурга - нынешнего Черняховска - очень интересная. Когда-то здесь жили язычники-пруссы, затем эти места завоевали рыцари-тевтонцы, вот они-то и заложили крепость под названием Инстербург на слиянии рек Инстер (ныне Инструч) и Ангерапп (ныне Анграппа). Потом было мрачное Средневековье, о котором напоминают развалины замка в центре города. Легенды гласят, что именно в Инстербурге была сожжена последняя ведьма... И вот еще интересный факт - российским город стал уже очень давно, в 1757 году! Правда, «первое русское время» продолжалось недолго, до 1762-го.
Но так как этот очерк не о городе, а о его жителе-педагоге, на этом исторический экскурс надо прекратить. Скажу только, что в советское время у Черняховска, названного так в честь генерала Советской армии, которая овладела Инстербургом в 1945 году, не менее славная история...
Черняховский учитель Евгений Синицкий уважает и любит историю своего города, уважает и помнит своих старших коллег, которые помогли ему стать профессионалом. Он с нежностью говорит о своем Учителе (именно так, с большой буквы!), преподавателе Калининградского регионального социально-педагогического колледжа Валерии Павловиче Осадчем, который стал для Евгения Михайловича образцом музыканта.
Сегодня же сам Евгений Синицкий - образец для подражания, и уже его ученики, глядя на своего учителя, идут в музыкальную школу, поступают в музыкальные колледжи, консерватории, хотя их преподаватель никого специально не собирался делать профессиональным музыкантом. Вдохновил. Личность всегда интересна детям...

Черняховск,
Калининградская область