Искать и находить
Как и бывало до этого сотни раз, шли шестилетний Сережа с мамой по улицам Казани. На дворе начало 1990-х. И вдруг они увидели огромный плакат: чинно и горделиво стояли изображенные на нем люди в старинных одеждах. Мама сказала: «Это Романовы» - «Кто это такие?» - «Русские цари». Мальчик заинтересовался, ведь до этого он видел вокруг только портреты Ленина, членов политбюро, попросил купить. Дома долго разглядывал лица, одеяния, вникал в тайну дат правления. Чем больше он изучал картинки, тем больше у него возникало всевозможных вопросов. Сергей попросил купить книги с биографиями этих правителей. Родители раздобыли ему репринтные издания, повествующие о представителях этого венценосного рода. Но у неугомонного ребенка при прочтении книг возникли новые вопросы. На многие из них он ищет ответы и по сей день.
В школе Сергей Шадрин был отличником по всем предметам. Впрочем, семейная молва утверждает, что также блестяще учились в свое время и мама с папой. Он участвовал во всевозможных олимпиадах, и ни один конкурс в регионе не обходился без его стихов и эссе, картин или исполнений песен. Сергей увлекался биологией, географией, физикой. Но еще больше - педагогикой. Правда, тогда он еще не знал, что это такое. Они с младшей сестрой, вместо того чтобы носиться стремглав с детворой во дворе, на каникулах усердно разрабатывали собственные учебники по татарскому, математике, чтению. Рисовали иллюстрации, раскрывающие суть задания, искали пути подачи, чтобы тому, кто это будет читать, сразу было понятно, что от него хотят и с чего следует начать обучение. Их волновало, как сделать сложное понятным и трудновообразимое наглядным. Они искали способы и находили.
Сергей Сергеевич учился в одной из лучших школ Казани. На выпускном их параллели вручили 27 медалей! Поистине это был рекордный выпуск России. Особую среду для выявления одаренности в школьниках здесь создавали осознанно. Но даже в этой благополучной школе Сергей Шадрин задавался вопросами: почему по этому предмету его одноклассники учатся хуже, а к этому уроку готовы лучше? Это зависит от самого учителя или от его подготовки? Что он сам сделал бы на месте того или иного педагога, чтобы заинтересовать класс, как преподнес бы материал, чтобы зацепило всех и каждого? Как сделать материал максимально простым для понимания, не упростив ни в коем случае его значение? И как сделать урок красивым, запоминающимся?
Отец, кандидат наук, преподающий военным тактику, и мать, которая работала сначала в детской библиотеке, а затем в методическом кабинете одной из кафедр Казанского университета, увлечения сына поощряли. Тому, что он пошел на исторический факультет, не удивились. А когда во время педагогической практики после 4-го курса методист ему сказал: «У вас неплохо получается, может, устроитесь в школу? Сейчас как раз есть вакансия» и он ответил: «Почему бы и нет?», они поняли, что решение было предопределено давно.

Сотни замечательных людей

О своей альма-матер и историках Казанского университета Сергей Шадрин написал несколько очерков:
- Воссоздавая одну за другой эти памятные страницы недавнего для меня прошлого, я почувствовал, как отмеренные мне судьбой часы на мгновение приостановились - для того чтобы, погрузившись в спокойные раздумья, я совершил еще одно путешествие в уходящий мир былой университетской культуры. Сейчас, когда уже не существует в прежнем виде и самого учреждения под названием «Казанский государственный университет» и происходит динамичное становление на его основе современной высшей школы, настала пора вдумчиво и непредвзято осмыслить явления последних лет в жизни КГУ. «Настоящее - результат, итог прошлого, - справедливо заметил академик Лихачев. - Поэтому дурное прошлое никогда не может повести к хорошему настоящему, если мы не осознаем все ошибки прошлого». Двигаясь вперед, необходимо сохранить и приумножить лучшее из того, что засеяли предшественники, и оставить позади плохое, чтобы в новом пути по возможности произрастали лишь ценные плоды.
Сергей Шадрин научился читать, когда ему не исполнилось и двух лет. В доме была громадная библиотека. Книги в основном приобретала мама, которая считала, что можно экономить на чем угодно, но только не на образовании, интеллектуальном развитии детей. Впоследствии Сергей дополнил по своему вкусу уникальное домашнее книгохранилище, насчитывающее несколько тысяч томов. Основную часть библиотеки сейчас составляют книги по истории, одной только серии «Жизнь замечательных людей» в ней несколько сотен изданий.
В свое время Сергея Шадрина вдохновляли образы костеровского Тиля Уленшпигеля, Павла Корчагина Островского. Ему вообще нравятся личности с очень сильным характером, которые меняют исторические обстоятельства, идут впереди своего времени, несут в себе заряд социальной справедливости, очень порядочные. Именно такие литературные герои и повлияли на формирование его жизненной позиции.
Он учился в аспирантуре на кафедре современной отечественной истории. Как специалист по советскому периоду, Сергей Сергеевич не прекращает своих научных изысканий, копаясь до одури в архивах, выискивая любопытные и малоизученные факты недавнего прошлого, пытаясь разрешить для себя наиболее противоречивые моменты. Свою дипломную работу он  посвятил истории государственного гимна. Кстати, участие в конкурсе «Учитель года России-2013» сподвигло его написать гимн конкурсного движения:
Величаем признательным
хором
Светлый труд педагогов
страны:
Их сердец вдохновенным
собором
Души отроков озарены.
Припев:
Пусть возносит, минуя
невзгоды,
Даровитого братства
атлант
Яркий факел учительства
года -
Мастерство и гуманный
талант!
Да хранят благородные музы
Всероссийского конкурса стяг,
И связуют духовные узы
Нашей дружбы зажженный
маяк!
Припев:
Если час судьбоносный
настанет,
Окормляя питомцев из ран,
Продолжением жизни
воспрянет
Твой бессмертный огонь,
Пеликан...

Мечтая о смысле

Несмотря на профессиональный интерес к российской новейшей истории, читать и смотреть фильмы Сергей Шадрин любит про всеобщую. Времена инквизиции, история Ватикана - это для души. И вообще Шадрин неплохо разбирается, например, в истории Франции. Работа для Сергея Сергеевича совпадает с хобби, он увлечен историей... искусства, кинематографа, музыки, театра. Поэтому у него все четко: посмотрел фильм и каким-то образом уже использует его в уроке.
На самом деле больше всего он любит фильмы, которые заставляют плакать, те, которые вызывают катарсис, душевное очищение. Такие, как «Куда приводят мечты», «Хатико». Искусство, по мнению Сергея Шадрина, должно иметь какую-то сверхзадачу. Он не может просто так сходить в «киношку», пожевать попкорн, расслабиться. Если уж что-то смотреть, то это должно заставить думать, этот фильм должен каким-то образом повлиять на жизнь, заставить стремиться быть лучше. За последние несколько дней он посмотрел «12 лет рабства», «Хоббит: пустошь Смауга». Все это тоже о преодолении.
В детстве Сергей долго уговаривал родителей завести кота. Наконец, когда ему было 10 лет, это произошло. Гоша умер совсем недавно от рака. А не так давно Сергей разыгрался на пляже со странным щенком, притащил его домой в Казань, назвал Лапкой. И очень удивился, когда кинологи сказали ему, что это помесь лисицы с овчаркой. Верная, но своенравная Лапка так и ждет его в Казани...
Но как бы ни милы его сердцу были братья наши меньшие, для Шадрина важен человек. Умный, решительный, блистательный. Сергей Сергеевич обожает людей, которые что-то делают лучше, чем он: «Это такой восторг, я этого не умею, а он делает!» У него сразу же возникает желание научиться. Он инстинктивно тянется к тем, кто может дать ему встряску, для того чтобы двигаться в своем развитии вперед. И благодарен судьбе за то, что такие люди попадаются ему нередко. На августовской конференции в Казани он с восторгом рассказывал: «Никогда не видел, чтобы в одном месте собралось столько умных, интересных людей!» Это он о конкурсе. С теми, кого он повстречал на профессиональном испытании, общается и в социальных сетях, и очно, приезжая с мастер-классами в Калининградскую, Калужскую, Московскую области: «Я уже несколько раз на таких педагогических слетах пересекался с Олегом Парамоновым, это так здорово!»
Мечта Сергея Шадрина несколько необычна, она не нацелена на бытовые блага и утехи, он мечтает обрести смысл жизни. Ведь молодой педагог часто задумывается: а правильно ли все то, что он делает, и для чего все это вообще? Нередко расстраивается, когда что-то не получается, часто рефлексирует, считая, что в его жизни начался период регресса, порой разочаровывается в людях. За восемь лет педагогической работы в Казани Шадрин подготовил 10000 человек. И ему на самом деле хочется верить, что он хотя бы отчасти повлиял на их личностное становление. Этот маленький нюанс скрашивает грустные думы. И кажется ему, что жизнь его проходит не зря. Ведь у Сергея Шадрина  общественное сознание, ему содействовать и соответствовать социальной миссии необходимо так же, как дышать. А на вопрос, что для него счастье, он отвечает цитатой из Чернышевского: «Личное счастье невозможно без счастья других». Или, как говорил Эмиль Золя: «Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше». Вот и Сергей Шадрин считает: единственное счастье в жизни - это постоянное стремление вперед.

Республика Татарстан,
фото автора