Не по принуждению

И каждый год нахожу для себя что-либо новое, полезное в работе. Это помимо того, что у меня уже есть несколько дипломов об окончании самых различных курсов. Могла бы я, к примеру, узнать о том, как можно использовать интернет на уроках физики, химии, биологии? Или как составить расписание уроков с помощью различных компьютерных программ? Или о дистанционных формах работы с одаренными детьми? Разве что только как информацию, опубликованную где-нибудь в журнале, газете или брошюре. А здесь можно познакомиться лично с разработчиками программ, услышать «из первых уст» советы профессионалов-практиков. Курсы - это живое общение с энтузиастами, новаторами, светилами науки, знаменитыми методистами. Именно их приглашают на лекции и семинары. Кроме того, это общение с коллегами-единомышленниками, которым интересно то же, что и тебе.

Анна НОВИКОВА, преподаватель информатики

Мытищи, Московская область

Кнут и пряник

В каждом деле есть система стимулов, поощрений и наказаний. Нет у моих детей троек в четверти - благодарность, систематически есть отстающие - поставить на вид. Оформлен кабинет лучше всех в школе - получи премию, парты исписаны и шатаются - изволь отремонтировать и покрасить их за свой счет. Так же и с квалификацией. Мне кажется, если учитель не хочет учиться, он не имеет права учить. И здесь нет места отговоркам наподобие «я совершенствуюсь каждый день, готовясь к урокам и общаясь с детьми», - ведь это само собой, это и так понятно. Сейчас, как говорится, «Время - вперед!», поэтому уже нельзя довольствоваться теми знаниями, что получил когда-то в институте. И невозможно самообразованием заменить то, что необходимо для воспитания и обучения нового поколения. Нужно - и даже необходимо! - посещать курсы, которые ведут профессионалы от науки. Причем посещать как можно чаще. А кто отказывается, пусть не возмущается, когда речь заходит о повышении зарплаты (глобально) и премиях (локально). С другой стороны, если человек стремится к каким-то профессиональным высотам не из-за страха, не из-под палки, а по внутреннему убеждению, администрация школы просто обязана всячески этому потворствовать, поощрять его - и не только грамотами и рукоплесканием. Хотя даже этого порой не хватает.

Короче, уверен: любая активность в стремлении повысить свою квалификацию должна поощряться. Пассивность - не просто не одобряться, но и наказываться. Вплоть до понижения разряда!

Олег МАТЕВОСЯН, преподаватель ОБЖ

Саратов

Глоток свежести

Рабочий день педагога - от рассвета до заката. Его дом - школа, смысл его жизни - дети, ученики, его интересы - свой предмет и все, что с ним связано. Конечно, такая перспектива радует далеко не всех. И чем больше человек крутится внутри этого «веселого круговорота», тем больше у него возникает желание вырваться наружу, всплыть, чтобы глотнуть свежего воздуха, увидеть, что кроме знакомых лиц есть и другие, не менее приятные. Оттого некоторые педагоги с радостью соглашаются выехать хоть куда-то - будь то конкурс «Учитель года», обычная экскурсия в соседний город, летний трудовой лагерь в Астрахани или недельные курсы повышения квалификации в местном методическом кабинете на каникулах. Потому что кроме получения новых знаний крайне важно ощущение свежести, новизны. Замкнутость на самих себя рождает иллюзию, что в других школах все то же самое, а в системе в целом невозможно ничего нового, кроме давным-давно открытого и изученного. Именно поэтому я всегда выступала и выступаю за всяческое стимулирование процесса общения педагогов как между собой, так и с представителями науки, культуры, политики. И лучше, если бы это происходило на их территории.

Коллеги! Если есть возможность, советую обязательно съездить куда-нибудь поучиться, набраться не только опыта, но и новых впечатлений. Проверено: эффект великолепный!

Таисия МУРАТОВА, библиотекарь

Вышегородская школа-интернат,

Наро-Фоминский район, Московская область