Маникюр отложен до зимы

Комментарий «УГ»

Проблемы, с которыми сталкивается учитель, призванный или пришедший самостоятельно на курсы повышения квалификации, в большинстве своем довольно традиционны. С одной стороны, необходимость менять что-то в отлаженном графике работы, куда-то ездить, что-то посещать, осваивать, часто даже писать рефераты и сдавать экзамены. С другой - бедный ассортимент предложенных семинаров и лекций, не всегда высокое качество полученной информации, оторванность от школьной действительности. И об этом можно услышать практически в каждой школе. Можно было бы, конечно, свести все это исключительно к наличию у человека желания расти профессионально - мол, хорошего учителя не должны пугать тернии, через которые приходится продираться к звездам высокого уровня педагогического мастерства. Но если так, то нужно признать, что на это способны немногие. Поэтому нужно, очевидно, идти другим путем - находить способы решения этих проблем с учетом пожелания всех без исключения сторон. И далеко не на последнем месте должна здесь стоять работа по выработке у самих учителей стремления не только учить, но и учиться. Разумеется, при финансовом стимулировании этого желания.

Чтобы узнать, чем дышат учителя вдали от московских тусовок, отправимся в Тульскую область, в родовые места великих русских писателей - Толстого и Тургенева. В поселке Чернь с глубоким уважением относятся к прошлому родного края, не отстают от дня сегодняшнего и с оптимизмом смотрят в будущее.

Большую работу в вопросе переподготовки учителей проводит Чернский районный методический кабинет (РМК), который придерживается основ структуры базисного учебного плана образовательных учреждений РФ. На диагностической основе выстраивается совместная деятельность РМК с институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки Тульской области.

В этом учебном году на базе района курсы повышения квалификации прошли 118 человек - учителя математики, технологии, физкультуры, ОБЖ и школьные библиотекари. Максимальный объем учебной нагрузки на базе РМК - от 6 до 24 академических часов (постоянно действующие семинары, «круглые столы», мини-конференции).

В ходе переподготовки и повышения квалификации у педагогов района, как правило, возникают трудности только «дорожного» плана.

- Если учителям с железнодорожных станций и из сел, расположенных у трасс с автобусным сообщением, несложно добраться до Тулы, то для их коллег из отдаленных деревень выехать даже в районный центр довольно проблематично, - говорит председатель комитета по образованию МО «Чернский район» Александра Кузнецова.

С ее словами согласны на железнодорожной станции Скуратово.

- Трудностей с повышением квалификации у нас нет, - говорит директор Скуратовской средней школы Раиса Черкасова. - Наши учителя в обязательном порядке проходят курсы переподготовки. Радует, что хорошо работает в этом направлении областной институт повышения квалификации. В Чернь приезжают преподаватели из ИПК. Мы ездим в районный центр. Лично я прошла курсы директоров и курсы переподготовки учителей русского языка и литературы.

Каков стимул для этого? Чтобы повысить разряд и получать на 100 рублей больше?

По мнению Черкасовой, дело в другом. Педагог только в том случае остается педагогом, если он продолжает учиться. Ему постоянно нужно совершенствовать свое мастерство. Скуратовские учителя с удовольствием идут на курсы переподготовки, их заставлять не надо. Они люди ответственные и отвечают за качество знаний детей.

Учитель математики Татьяна Даниличева во время осенних и зимних каникул прошла очно-заочные курсы повышения квалификации и курсы экспертов. Дело в том, что областная аттестационная комиссия привлекает к работе опытных учителей, которые выезжают в школы и проверяют уровень знаний учеников и качество преподавания.

Для чего нужны и что дают педагогу курсы повышения квалификации?

- Каждый год многие выпускники нашей школы поступают в Тульский политехнический университет, - говорит Татьяна Даниличева. - Программа поступления ежегодно меняется и становится все сложней. И чтобы ориентировать ребят на вступительные экзамены в вуз, учителям необходимо совершенствоваться. Главный стимул повышения квалификации - давать детям полноценные знания. Материальной выгоды здесь нет, ведь разница между разрядами - копеечная.

С этим согласна директор Синегубовской школы, заслуженный учитель России Надежда Просветова. Она считает, что сельским учителям повышать квалификацию приходится и на курсах, и в процессе ежедневного нелегкого деревенского труда.

- Сельский учитель работает не только в школе, но и в огороде, - говорит Надежда Александровна. - У нас преподавали много городских учителей с высокой квалификацией. Но когда дело касалось земли, многие из них оказывались несостоятельными и ссылались на свой маникюр. Ну и что, мы тоже зимой ходим с маникюром, но к весне ногти отрезаем. Опыт сельского учителя идет от земли. То, что пишут академики и профессора, - это очень ценно. Но очень часто их труды не подкреплены практикой. Иногда отлично разработанный урок, опубликованный в методическом журнале, нам абсолютно не подходит, потому что у нас в одном классе три уровня учеников. Поэтому урок, который составляет сельский педагог, для нас более ценен.

Так же думают преподаватели Крестовской и других школ района, где мне удалось побывать. Педагоги повышают свою квалификацию не во имя разрядов и материальных стимулов, а во благо своих учеников, для того, чтобы давать им современные и качественные знания. Для того, чтобы сельские ребятишки по сравнению с «продвинутыми» городскими не чувствовали себя ущербными.

Чернский район,Тульская область

  • Лучшая «подсказка» - курсы повышения квалификации