- Куда едем? - спрашиваю его.
- На семинар по изучению методики сингапурских учителей, - отвечает он.
Мне стало интересно. Оказалось, такие семинары стали проводить по указанию сверху. Методика сингапурских учителей подразумевает гармоничное воспитание школьника - совокупность его нравственного, интеллектуального, физического, социального и эстетического развития, когда более важными становятся не конкретные знания, а умение их добывать...
А чем занималась раньше и занимается сегодня наша отечественная школа? Творчески работающие учителя в совершенстве владеют многими педагогическими приемами, которые способствуют развитию самостоятельности воспитанников при добывании знаний. Это такие приемы, как игровой метод, метод создания проблемных ситуаций на уроке, это и групповой метод работы на всех этапах урока, когда ученики советуются друг с другом для нахождения правильного ответа, и т. д. Этим наших учителей не удивишь, потому что все наше - отечественное, а не сингапурское.
То, что в мире происходит обмен опытом, замечательно, и нам можно учиться, если это прогрессивное, способствующее дальнейшему успешному развитию. Глупо свое принимать за чужое. При этом я не критикую сингапурцев, они молодцы, увидели в нашей педагогике золотое зернышко и развивают применительно к своим условиям. «Сингапурская методика: новое или старое?» - под таким названием в нашей районной газете появилась критическая статья по поводу вышеназванных уроков-семинаров. Опытные учителя высказывались, что сингапурский метод обучения - это наша забытая практика (групповая форма обучения, методы опорных сигналов и т. д.). Значит, не я один так думаю.
Нашими учителями накоплен очень богатый багаж работы с детьми, они творческие люди. Это золотой фонд нашей страны, не побоюсь этого слова. Надо распространять их передовой опыт, а затем, обобщив все ценное, включить в систему нашей отечественной педагогики. Вот одна из важных задач, которой, на мой взгляд, должен заниматься министерский аппарат. Сегодня же главное - отчетность, отчетность и еще раз отчетность. Учителя устали от бумажной волокиты. О каждом проведенном мероприятии нужно кроме письменного отчета еще послать по электронной почте фотографии в районный отдел образования. Особенно много отчета требуют по воспитательной работе, я все бумаги перечислять не буду. Мне, как учителю старшего поколения, жаль молодых педагогов, они тратят свою энергию впустую, заполняя многочисленные отчеты, так нужные чиновникам от образования. Чем больше чиновничьего аппарата, тем больше отчетности. И почему-то никому не приходит в голову сказать: «Давайте наконец подумаем, как разгрузить учителей от ненужной бумажной отчетности, чтобы дать им больше времени заниматься с детьми».
Нынешних детей мне жаль. Занятия в школах начинаются в 8 часов 30 минут, чтобы успеть на первый урок, надо выходить из дома на полчаса раньше, это для тех, кто живет в населенном пункте, где расположена школа. А тем, кто живет в других местах, где школы закрыты, а таких в последнее время становится все больше и больше, приходится идти к автобусной остановке к 7 часам утра. Учебные занятия заканчиваются примерно в 15 часов, уроков в среднем ежедневно по 6-7. Затем кружки, факультативные занятия. Ученик приходит домой в лучшем случае в 16 часов. Казалось бы, можно отдохнуть, поиграть, прогуляться на свежем воздухе, как было в наше время. Но нет, надо идти или ехать на занятия с репетитором, потому что впереди ЕГЭ и ГИА. Тут не до игр на свежем воздухе. Без дополнительных занятий практически невозможно успешно сдать экзамены. Учебных часов по естественным наукам очень мало, к примеру, по физике в 11-м классе всего 2 часа в неделю, а для усвоения программного материала надо 5 часов (знаю из своего практического опыта). Я теперь боюсь, что наши чиновники дадут указания использовать уроки для подготовки к ЕГЭ, то есть для дрессировки детей. Хотя частично они этого уже добились. Родители вынуждены из своего бюджета часть денег тратить на дополнительные занятия. Я даже знаю семьи, у которых дети регулярно ездят по воскресеньям на дополнительные занятия в поселок Аксубаево на такси и в город Казань. А это ни много ни мало 200 километров.
У нынешних учеников практически не остается свободного времени, чтобы покататься на лыжах, поиграть в хоккей и т. д. Откуда у нас возьмутся здоровые дети? Они все свое детство проводят в помещениях. В таком же замкнутом пространстве находятся не только дети, но и учителя. Дело в том, что в настоящее время практически во всех школах установлены видеокамеры, и в большом количестве. И вот некоторые директора просматривают, сколько раз учитель выходил на улицу, в каком часу ушел из школы и т. д. Ведется полная слежка как за детьми, так и за учителями.
Я лично не против установления видеокамер, время этого требует, да и от европейских стран не хочется отставать, но они должны быть использованы по назначению, а не для слежки. Меня больше всего волнует другой вопрос. А надо ли было начинать модернизацию школ с установки дорогостоящих видеокамер и т. д.? Дело в том, что в нашей сельской школе сорок два года, со дня ее основания, не было капитального ремонта. Крыша прогнила, в некоторых местах протекает вода во время дождя, лаги сгнили, оконные рамы еле держатся. И в таком здании, где обучается около 140 ребят, установили 6 видеокамер! А не лучше ли было денежные средства сначала направить на капитальный ремонт или пополнение материальной базы, которая очень слаба? Нет физических приборов, химических реактивов и т. д. Два последних года я был техническим экспертом при сдаче ГИА по физике, и для проведения лабораторных работ нам пришлось собирать приборы из всех школ района. Дети даже не знают, как выглядит калориметр, динамометр, реостат... (В начале 1980-х годов мы из Бугульмы, где была расположена база школьного инвентаря, на грузовом автомобиле привозили полный кузов приборов, наглядных пособий и ТСО. Они до сих пор используются в школах, потому что новых нет...)
У нас был замечательный коллектив, многие из учителей уже на пенсии. Директора Михаила Васильевича Пикмулина называли «наш Сухомлинский». Ему удалось сплотить коллектив, обозначив четко приоритеты. Первое - сохранение здоровья учеников. Второе - воспитание трудолюбия. И третье вытекает из первых двух, если дети здоровы и любят трудиться, то они будут учиться успешно.

​Николай УБЕЙКИН, ветеран педагогического труда, с. Старое Ильдеряково, Аксубаевский район, Республика Татарстан