«Учительская газета» №2 (2922) от 7 января 1942 года

Ненависть


Мы по натуре добрые. Мы слишком добры. Нас научили ценить и уважать человека. И сначала нам было трудно усвоить, что могут быть люди - десятки и сотни тысяч людей, в которых от человеческого осталась только внешняя форма.
Помню первые дни войны и первых немецких пленных. Папиросы, которыми их угощали наши красноармейцы, сало и хлеб, которые им охотно давали. Для наших бойцов противник, не имевший в руках оружия, переставал быть врагом.
Но теперь война научила нас: нельзя быть добрым, нельзя быть добродушным. Нужно ненавидеть! Мало выгнать их с нашей земли! Мало отогнать их на Запад, ибо они снова могут собраться, окрепнуть и снова понести всему миру несчастья и гибель. Уничтожить их до последнего! Они должны ответить, должны заплатить за всё!
Ванда Василевская

«Учительская газета» №3 (3027) от 12 января 1944 года


Пять баллов

Приказ народного комиссара просвещения РСФСР №24 от 10 января 1944 года «О введении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы».

Применяемые в школе словесные оценки успеваемости и поведения учащихся - «отлично», «хорошо», «посредственно», «плохо», «очень плохо» - не отвечают своему назначению и не содействуют в должной мере повышению качества знаний учащихся.
Эти оценки страдают расплывчатостью и недостатком гибкости. Ввиду этого многие учителя не ограничиваются существующими оценками и применяют для себя различные другие обозначения - цифровые баллы, знаки вопроса, плюсы и минусы, точки, прочие пометки.
В ряду ныне действующих словесных оценок наиболее слабым местом является оценка «посредственно». Эта оценка менее всего определена и дает возможность расширительного применения ее в противоположных направлениях - и при нежелании учителя ставить плохую отметку, и тогда, когда он не хочет принять на себя ответственность за оценку «хорошо», предпочитая застраховаться туманным обозначением «посредственно».
Словесные оценки неудобны и для пользования учителей. Приходится затрачивать слишком много времени на их запись в классных журналах, дневниках и тетрадях учащихся; вид этих документов, испещренных словесными отметками, не отвечает требованиям аккуратности и культурности, предъявляемым к школе.
Наиболее точными и отчетливыми оценками успеваемости и поведения учащихся являются цифровые баллы, применявшиеся в течение многих десятилетий в русской школе. Такие отметки имеют серьезные преимущества - большую определенность, четкость, краткость и удобство для записи.
В целях более четкой и точной оценки успеваемости учащихся и повышения требовательности к качеству их знаний приказываю:
1. Заменить применяемые в школе словесные оценки успеваемости и поведения учащихся - «отлично», «хорошо», «посредственно», «плохо», «очень плохо» - цифровой пятибалльной системой: 5; 4; 3; 2; 1.
2. Ввести пятибалльную систему оценки успеваемости и поведения учащихся с 11 января 1944 года.
Народный комиссар
просвещения РСФСР В.Потемкин