Трудностей на пути энтузиастов немало:
- боязнь физических травм (девочки слабее мальчиков);
- незнание психологии девочки-подростка;
- неодобрение родителей и части педагогов;
- перегрузка спортсменок;
- отсутствие во дворе школы стадиона (футбольного поля).
Мы превратили риски в достоинства, ведь футбол дисциплинирует, ориентирует в пространстве, заставляет быть ответственным за свои действия, координирует, мотивирует - дает шанс состояться. Известно, что подростки зачастую не в ладу с собой, своим телом, недовольны внешностью, особенно девочки. Футбол - это гарантия от одиночества, возможность утвердить себя и авторитет своей личности. Закаливание тела и души позволяет девушкам осмысленнее и точнее делать свой выбор на дальнейших этапах жизни, в том числе и профессиональный.

Проблема
Отсутствие у подрастающего поколения, молодежи культуры ведения здорового образа жизни, общая некомпетентность в вопросах оздоровления привели к тому, что социально-нравственная и здоровьеформирующая функции спорта во многом остаются пока мало востребованными.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему: создание мотивационной среды на основе культивирования здорового образа жизни и приобщения к активным видам спорта (футболу).

Цель: гармоничное развитие физической и социально-нравственной составляющих личности.

Объект
Областью исследования являются личностные достижения, и мы наблюдаем рост личности ребенка (каждой девочки, в частности) в социуме взросления. Отсюда: метод изучения - субъект-субъектный, подход - ситуационно-личностный.

Предмет
Личность от социума неотделима. В нашем случае это среда футбольной команды, где взаимодействуют девочки из разных классов и где в процессе деятельности закладываются межличностные отношения игроков, формируется понятие «мы», вырабатывается командный дух, появляются нацеленность на результат и шанс для саморазвития и удовлетворенности качеством жизни.

Задачи:
1. Мотивировать потенциальную команду для группового обучения в рамках дополнительного образования.
2. Моделировать нестандартные ситуации в учебно-тренировочных занятиях.
3. Пропагандировать достижения спортсменок (стенды, стенные газеты; школьная газета «Экспресс «ЦО-2005», школьные ТВ-новости).
4. Использовать тьюторство, наставничество, нацеленные на успешность.
5. Организовать мастер-классы с привлечением родителей, игроков взрослых футбольных команд.

Рабочая гипотеза:
1. Профессиональные знания, умения и навыки (компетентность) тренера.
2. Гуманная направленность учебно-тренировочных занятий и соревнований всех уровней.
3. Фактор коллективного духа как непременное условие успешной деятельности.
4. Социальная адаптация детей (стирание граней между социальной и возрастной дифференциацией игроков и болельщиков).
Основные темы в пространстве самообразования:
- расширение и углубление психолого-физиологических знаний;
- более детальное освоение гендерного подхода;
- модификация учебно-тренировочных занятий;
- контролируемый язык общения;
- объем предлагаемых нагрузок на основе данных паспортов здоровья.

Практическая значимость
Для ребенка:
- реализация потребности «быть в кругу» (команде);
- повышение уровня физической подготовки;
- нахождение в контролируемой среде;
- дети учатся планировать свое время;
- спорт стал альтернативой улице;
- возможность выбора в различных ситуациях и сферах спортивно-учебной деятельности;
- повышение уровня уверенности в себе.

Для родителей:
- более грамотная и действенная забота о здоровье детей;
- у отцов с дочерьми появился общий интерес.

Для педагогов:
- здоровье детей позволяет учиться без пропусков учебных занятий;
- возросший уровень ответственности детей благоприятно воздействует на классный коллектив;
- снизился уровень конфликтности, рабочая обстановка стала спокойной;
- работники социально-педагогической службы отмечают общность интересов мальчиков и девочек;
- повысился уровень информированности о спорте в целом.
Для тренера:
- рост знаниевого уровня социально-психологической подготовки;
- рост уровня практической педагогики;
- рост уровня физической подготовки.

Для социума:
- футбольная команда: сплоченность, общность интересов - основа для дружбы, толерантность как норма жизни;
- класс, школа: гордость за своих товарищей (воспитанников), ориентир и вдохновляющий пример для других классов;
- район, округ, город, страна: распространение инновационного опыта педагога.

История реализации проекта

2008-2009
Поддержание интереса, возникшего у ребят в ходе товарищеских матчей (Кабардинка, ЛТО «Солнечный», лето 2008 г.).
Создание женской команды, начало тренировочного процесса (сентябрь 2008 г.).
Включение женского футбола в программу школьной спартакиады (ноябрь 2008 г.).
Первые соревнования команды девушек центра образования (январь 2009 г.).
Первые победы, итог - III место в Северо-Западном округе (апрель 2009 г.).
Летние сборы футболистов (Новомихайловское, ЛТО «Костер», лето 2009 г.).

2009-2010
Приобретение новой футбольной формы и спортивных костюмов (октябрь 2009 г.).
Формирование палаты по физической культуре и спорту в рамках деятельности ученического само- и соуправления.
Участие в IX Всероссийском Открытом конкурсе школьных изданий (ноябрь 2009 г.).
Решение дать название команде - «Азбука» (ноябрь 2009 г.).
Участие в соревнованиях по мини-футболу в СЗАО и ЮЗАО, результат - II и I место (ноябрь-декабрь 2009 г.).
Спарринг-матчи с чемпионами округа и города - командой «Строгино» - среди любителей 1995, 1996 годов рождения (декабрь 2009 г. - февраль 2010 г.).
Участие в общероссийском проекте «Мини-футбол в школу»: представляем Северо-Западный округ в г. Москве (февраль 2010 г.).
Повышение квалификации: участие в семинаре по теме «Техническая подготовка юных футболисток», руководитель - Юрий Владимирович Быстрицкий, тренер женской сборной России по футболу в 1994-2008 гг. (февраль 2010 г.).

2010-2011
Участие в окружных соревнованиях по мини-футболу.
Летние учебно-тренировочные сборы юных футболистов на территории Украины (лето 2010 г.).
Проектная деятельность учащихся по спортивно-оздоровительной тематике в рамках подготовки к научно-практической конференции «Ломоносовские чтения» в школьной Малой академии наук и искусств (сентябрь-декабрь 2010 г.).

2011-2012
Шефство команды «Азбука» над начинающими футболистками ЦО №2005 (проведение тренировочных занятий и мастер-классов).
Совершенствование мастерства с целью повышения футбольной квалификации команды.

Критерии
Физические параметры (здоровье юных спортсменок).
Технические умения и навыки.
Морально-этическая и социально-нравственная составляющие.

Методы оценки:
1. Данные диспансеризации учащихся.
2. Анкетирование детей и родителей (социометрия).
3. Интервью.
4. Собеседование с девочками и их родителями.
5. Индивидуальная оценка учителями и тренером на основании педагогических наблюдений.
6. Сопоставление оценок (в начале деятельности и поэтапно).

База проекта
Участники проекта - ученики (девочки) 6-9-х классов центра образования «Школа здоровья» №2005, увлекающиеся любительским видом спорта (футбол), количество - 15 человек.

Научно-методическое обеспечение
1. Вайн Х. Как научиться играть: Школа технического мастерства для молодых  / Пер. с итал. - М. : Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2004.
2. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов. - М. : Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2006.
3. Перепекин В.А. Восстановление работоспособности футболистов. - М. : Олимпия Пресс, Терра-Спорт, 2005.
4. Правила игры в футбол. - М. : Проспект, 2009.
5. Швыков И.А. Футбол в школе. - М. : Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2002.

Ресурсное обеспечение
1. Материально-техническая база центра образования (спортивный зал, душевые, спортплощадки в микрорайоне, медицинские кабинеты (массаж, «горный воздух», «соляная пещера»).
2. Учебные часы системы дополнительного образования в общеобразовательном учреждении.
3. Спонсорская поддержка (приобретение спортивной формы) родителей и управы Куркино.

Формы представления результатов
Открытый характер учебно-тренировочных занятий.
Портфолио педагога (сбор и обработка информации, результаты общей и промежуточных информационно-статистических срезов, медицинский и социальный паспорт группы, данные и наградные документы о достижениях в игровой деятельности команды и прочее).
Мультимедийная презентация «Девчоночий футбол».
Статьи в школьной газете «Экспресс «ЦО-2005».
Практическое взаимодействие с представителями Федерации мини-футбола России.

Библиография
Андреев С.Н. Играй в футбол. - М. : ПОМАТУР, 1999.
Бишопс К., Герард Х.-В. Единоборство в футболе. - М. : Терра-Спорт, 2003.
Кук М. 101 упражнение для юных футболистов: возраст 7-11 лет / Малькольм Кук; пер. с англ. Л. Захарченко. - М. : АСТ: Астрель, 2005.
Цирик Б.Я., Лукашин Ю.С. Футбол. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Физкультура и спорт, 1999.

Электронные ресурсы
Виленский М.Я. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2001N3/P2-7.htm
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи».
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. www.molodost.ru/text/1151.

​Юрий ШЕНДАНОВИН, учитель физической культуры центра образования «Школа здоровья» №2005, учитель года Москвы-2013