Цели урока
Образовательные:
1. Систематизировать ранее накопленные и вновь приобретенные знания по основному закону Российской Федерации.
2. Закрепить понятия «Конституция», «конституционные права и свободы граждан», «гражданин».

Развивающие:
1. Развить умения мыслить, анализировать факты, события.
2. Закрепить навыки самостоятельной работы.
3. Выработать у школьников качества аналитиков, собеседников, владеющих приемами аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Воспитательные:
1. Воспитание гражданина и патриота.
2. Формирование гражданского самосознания.

Литература: Право. 10-11 классы. Профильный уровень. Никитин А.Ф., Конституция РФ, С.М.Шахрай, «О Конституции».

Ход урока
I. Организация начала урока
Вступительное слово учителя о Конституции.
Сообщение темы и задачи урока.

II. Основная часть
1. Конституционная история России (из истории создания)

Ученики готовят мини-проекты по Конституциям СССР, РСФСР и Конституции РФ, представляют в форме презентации.
1. Конституция РСФСР 1918 года провозгласила государство диктатуры пролетариата, республику Советов.
2. Конституция РСФСР 1925 года - первая Конституция учредителя и члена Союза ССР.
3. Конституция РСФСР 1937 года объявила Россию социалистическим государством рабочих и крестьян, политическую основу которого составили Советы депутатов трудящихся.
4. Конституция РСФСР 1978 года провозгласила построение «общенародного государства» и «развитого социализма».
5. Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила Россию правовым государством.
Подумайте и ответьте:
Какие новые принципы государственного устройства были закреплены в Декларации трудящегося и эксплуатируемого народа?
Существовало ли разделение властей в Советской России?
Какова главная задача права в социалистическом обществе в понимании теоретиков социализма? Как она воплотилась в практике создания социалистического общества в нашей стране?

2. Структура Конституции
Сообщения, доклады обучающихся.
1. Преамбула.
2. Раздел первый.
3. Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16).
4. Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64).
5. Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79).
6. Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93).
7. Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109).
8. Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117).
9. Глава 7. Судебная власть (статьи 118-129).
10. Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133).
11. Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134-137).
12. Раздел второй. Заключительные и переходные положения.
«Вступительное слово (преамбула) Конституции РФ» - работа с источником (текст Конституции).
Подумайте и ответьте:
Зачем нужна преамбула к основному тексту Конституции?
Что означает фраза в преамбуле «чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость»?

3. Основы конституционного строя России
Работа с заданиями ЕГЭ части А, В.

«Конституционный строй России»
Комментарии учителя: Конституционный строй - это устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.
Признаками конституционного строя являются:
- верховенство права;
- широкие права и свободы человека, их гарантированность;
- участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство;
- разделение властей.
Защита конституционного строя обеспечивается:
- особым порядком предложения и внесения поправок к главе 1 Конституции «Основы конституционного строя»;
- неотвратимостью наказания лиц, осуществляющих действия, направленные на свержение конституционного строя.
Работа с заданиями ЕГЭ (блок «Право»)
А17. Конституция провозглашает РФ правовым государством. Это означает, что:
1. Государство и все его органы подчинены закону.
2. Народы, проживающие на территории РФ, имеют право на выход из состава РФ.
3. Церковь отделена от системы образования и социального призрения.
4. Государственная власть самостоятельно издает общеобязательные правила поведения.
Задание В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к принципам конституционного строя России:
1) федерализм, 2) суверенитет, 3) тоталитаризм, 4 ) разделение властей, 5) авторитаризм, 6) демократизм.
Найдите два термина, не относящиеся к принципам конституционного строя России.
Задание В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Российская Федерация - Россия есть демократическое ________(А), правовое государство с _________(Б) формой правления». В России существует представительная _________(В). Это означает, что от имени народа страной управляют их представители. Народ выбирает членов парламента и ________(Г), а они принимают основные решения по управлению страной. Для того чтобы обеспечить справедливое представительство народа, должны быть обеспечены свободные и открытые ________(Д). Это важнейший принцип демократии, когда все граждане имеют право принять участие в выборах, обладая всей необходимой информацией о кандидатах, при этом избираются ________(Е), действительно представляющие большинство населения.
Список терминов:
1) Федеративное
2) Республиканский
3) Монархический
4) Депутаты
5) Президент
6) Представительная
7) Выборы
8) Авторитарное
9) Дебаты
                    
4. Структура органов государственной власти
Работа со схемой у доски. Задание: используя текст Конституции, составить схему «Органы государственной власти РФ».

5. Правовой статус гражданина России: наши права и обязанности
«Права человека по Конституции РФ»
Комментарии учителя: Конституция РФ рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым во взаимоотношениях государства и личности на первый план выходит именно личность. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, - указывается в статье 2 Конституции России, - обязанность государства».

Подумайте и ответьте:
Какие проблемы обсуждаются в мире в связи с правом человека на жизнь?
Как изменилось отношение государства к религии в последнее время?

«Основные обязанности гражданина РФ»
Комментарии учителя: Конституция Российской Федерации закрепляет основные обязанности человека и гражданина, в которых выражены наиболее важные требования государства, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства и жизнедеятельность общества. В их число входит:
- соблюдение Конституции и законов страны;
- обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы;
- обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
- долгом и обязанностью каждого гражданина Российской Федерации является также защита Отечества.

Подумайте и ответьте: Каковы основные обязанности гражданина по Конституции?

Задание обучающимся. Групповая работа. 5 групп.
Учитель предлагает найти в тексте Конституции статьи, гарантирующие личные (ст. 20, 22, 23, 26-29, 38), политические (ст. 29-33, 61, 63) и культурные права человека и гражданина (ст. 43, 44), а также основные свободы человека и гражданина (ст. 17, 18, 19, 22, 28, 29, 55) и обязанности человека и гражданина (ст. 38, 43, 44, 57, 58, 59).
1. Личные (гражданские) права - 1-я группа.
2. Политические права - 2-я группа.
3. Социальные права - 3-я группа.
4. Экономические права - 4-я группа.
5. Культурные права - 5-я группа.

6. Роль и значение Конституции в современном обществе
Работа с заданиями ЕГЭ части С (блок «Право»).
Прочитайте текст и выполните задания С1- С4.

Суверенитет народа
Эта категория относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической Конституции, хотя, казалось бы, в наше время в цивилизованном мире ее уже никто не оспаривает. Исторически она возникла в ходе революционной борьбы народов против феодального абсолютизма (XVII-XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть как на мандат, якобы полученный свыше. Таким образом, понятие суверенитета (означающего верховную власть, независимость), разработанное еще в XVI в. Ж. Боденом (Франция) для обоснования безраздельности государственной власти, было использовано в новом значении: для утверждения демократической концепции государства и народовластия. Конституционный принцип суверенитета народа и сегодня напоминает всем властителям о том, от кого они получили власть, а следовательно, во имя кого эту власть обязаны употреблять.
Позже, в XX веке, возникло понятие «суверенитет нации», которое отождествлялось с неким полновластием нации или правом нации на самоопределение вплоть до создания национального государства. По своей природе и скрытому смыслу это не юридическое понятие, ибо ни одно многонациональное государство не станет закреплять «право» на разрушение своего единства. Европейское сообщество, стремясь поставить барьер опасным тенденциям национализма и сепаратизма, выдвинуло и закрепило в Заключительном акте Хельсинкского совещания принцип территориальной целостности и нерушимости границ государств европейского континента. С позиций здравого смысла нетрудно понять, что в многонациональном обществе государство не может позволить себе быть однонациональным без риска вызвать национальную рознь. Демократическое правовое государство исключает дискриминацию по национальному признаку и обеспечивает гражданам всех национальностей право на реализацию своих национальных культурных интересов. Политические формы для этого - автономия, федерация и конфедерация. И только безответственные националисты и сепаратисты, в сущности, добивающиеся национальных привилегий и тем самым отвергающие равенство, могут в наше время выдвигать требования раскола существующих и создания новых государств на основе «права наций на самоопределение». Это особенно опасно в такой стране с этнически смешанным населением, как Россия, национальный сепаратизм здесь напрямую ведет к межнациональной розни и гражданской войне.
(Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 1998 г.)
С1. Выпишите из текста определение понятия «суверенитет». В каких значениях оно употреблялось в разные периоды истории?
С2. Что, по мнению автора, должно исключить демократическое государство в отношении к своим гражданам? Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, назовите две причины, почему «в многонациональном обществе государство не может позволить себе быть однонациональным».

III. Подведение итогов урока (5 минут). Дискуссия
Вопросы для дискуссии:
В чем вы видите значение основного закона для общества, государства и лично для вас?
Выражает ли Конституция интересы основного большинства населения страны?
Что нужно изменить в сегодняшней российской Конституции?

​Алексей ЛЫКОВ, учитель истории Черемисиновской средней школы им. Героя Советского Союза И.Ф.Алтухова Курской области, учитель года Курской области-2013