Работа в сельской малокомплектной школе имеет свою специфику и накладывает отпечаток и на образовательный, и на воспитательный процесс. У нас родители заняты в первую очередь работой в личном подсобном хозяйстве. Отсутствие постоянной работы вырабатывает в человеке комплексы - заниженную самооценку и стереотипы. В 1-й класс ребята приходят неподготовленные ввиду отсутствия детских дошкольных учреждений. Мы достаточно удалены от крупных культурных центров, поэтому школа - это и культурный, и общественный центр села. Есть школа - есть деревня, нет школы - деревни нет. Вместе с тем надо сказать, что наши дети настоящие труженики, которые уже в раннем возрасте многое знают и умеют.
В связи с малочисленностью учеников в классе я в основном использую технологию КОДа (коллективное общее дело), не забывая об индивидуальной  работе по мере необходимости. У нас есть девиз, своя песня, а также своя школьная символика: гимн (я автор слов), флаг, эмблема. Каждое большое мероприятие в школе начинается с исполнения гимна и поднятия флага, как российского, так и нашего школьного. Все это здорово воспитывает и объединяет. Мы хотим, чтобы из наших детей выросли патриоты, настоящие граждане страны, нашей России. На сегодняшний день в вопросе воспитания это приоритетная задача всего общества, требующая быстрого и своевременного решения. Мне кажется, что отсутствие детской общественной организации, объединяющей всех учащихся страны, - большой минус, а ее наличие могло бы снять очень много проблем, связанных с воспитанием юных россиян. Чем не национальная идея?! Ведь человека надо, говорят, воспитывать, когда он лежит поперек кровати, а не вдоль.
Настоящая разработка составлена из стихов моей ученицы Елены Махеевой, моих стихов. Считаю, что такая работа имеет огромное воспитывающее значение, практическую ценность. Во-первых, осознание того, что стихи можно писать не только признанным поэтам, но и простым смертным, мне кажется, дает детям стимул к творчеству. Во-вторых, другими глазами смотрят ребята на своих одноклассников: рейтинг юных поэтов растет, повышается самооценка, особенно если раньше ученик находился в тени. В-третьих, налицо интерес к литературе, к поэзии.
Стихи из композиции можно читать как самостоятельное произведение, анализировать, т. е. использовать на уроках литературы, во внеклассных мероприятиях, классных часах, на уроках Мужества или других масштабных мероприятиях. С этой композицией мы выступали на Фестивале народного творчества, посвященного Дню Победы. Она была тепло принята слушателями.
Рассчитана она на аудиторию разновозрастную, начиная приблизительно  с 12 лет. Может быть, кому-то наши стихи покажутся простыми, незамысловатыми, но написаны они от чистого сердца, с чистыми помыслами.

Ход мероприятия
1-й чтец:
Родина… Что это?
Роса на листе,
Узор на стекле?
2-й чтец:
Ветер с полей,
Крик журавлей?
3-й чтец:
Солнца восход,
На реке ледоход?
4-й чтец:
Друга рука,
Песнь у костра?
5-й чтец:
Звезды в ночи,
Хлеб на печи?
3-й чтец:
В жизни многое можно познать,
Если путь очень верный
избрать,
Если сердце любовью
наполнить до края,
Уваженье, отвагу, милосердие
зная!
6-й чтец:
Вот и значит, что Родина -
Это страна, и земля, и мечта,
И судьба - твоя и моя!
(Наталья Николаева.  «Родина»)
На фоне портрета Владимира Бузинаевича Борсоева, Героя Советского Союза, гвардии полковника, уроженца Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, годы жизни: 1906 - 1945. Звучит бурятская мелодия.
7-й чтец:
Война взлетела ракетой,
Прошла по натянутым нервам,
И кануло в пропасть лето
Тысяча девятьсот сорок первого.
Солдаты встали стеною
Родину защищать,
Кровавою пеленою
Покрыто облако под закат.
5-й чтец:
Земляк наш, Владимир Борсоев,
Бурятской земли славный сын,
С войною решил поспорить -
И в споре был не один.
Как могли, приближали победу,
Хотели вернуться домой.
Но не знал Борсоев, не ведал:
Подо Львовом погиб герой…
6-й чтец:
Холм Славы стоит обелиском.
Всем, кто погиб, бы жить…
Но разве без смертного риска
Смогли бы войну победить?
А памятник - тот же камень,
Он может рассыпаться в прах…
Но подвиг героя и слава
Бессмертны в наших сердцах.
(Елена  Махеева.  «Памяти Борсоева»)
1-й чтец:
Смотрю я фильмы и читаю
книги о войне.
И столько ярости, страданий,
страха, боли
Отражено в той ранней седине,
Что выпала бойцам на долю.
Из деревни нашей много уходило
С мечтой вернуться
на тоонто нютаг,
Жаль, не у всех она
осуществилась,
Но кто погиб - погиб
не просто так.
«Тоонто нютаг» в переводе с бурятского языка - «родная земля», «место, где родился», обычно место, где зарывали послед ребенка.
5-й чтец:
Мы будем помнить подвиги
героев,
Хоть многих имена нам
неизвестны.
Средь них лежит и предок мой,
Под Ленинградом, где-то
в страшном месте.
И каждый год уносит дальше нас
От страшных дней войны
и смерти.
Солдаты, будем помнить
подвиг, помнить вас,
И славы память не померкнет!
(Елена Махеева.  «Наследие»)
Звучит песня из кинофильма «Офицеры» «От героев былых времен…».
8-й чтец
Мы с мамой на ярмарке.
Все хохочут, поют, веселятся,
А я страшно боюсь
потеряться
И поэтому крепко за руку
держусь.
Вдруг волненье как будто
в толпе,
Что-то странное движется
с песней,
И становится душно и тесно
Среди яркого дня, среди
моря людей.
Я увидела дядю в тележке:
Он катился, в руках - утюжки,
Вместо ног - «чурбачки»
Под коричневым кожаным
фартуком.
Взгляд у дяди плохой:
Он глядит мимо нас
не моргая.
На рубашке «кружочки»
сверкают.
- Он герой, - слышу мамин
я голос.
- А герои бывают без ног?
- Да, они Родине честно
служили,
Голодали и мерзли, а все-таки
победили,
Дочка, помни об этом всегда.
(Наталья Николаева.  «Встреча»)
2-й чтец:
Жизнь за Отечество отдать
Как будто рад солдат,
Но он ведь тоже человек -
Он хочет жить. Служить?
А если нет, то как родным
В глаза смотреть? Ответь.
3-й чтец:
Не лучше ли в бою
Героем умереть?
Ответа нет.
Так думай сам, решение твое…
И жизнь твоя…
Хотя в твоих руках
Судьба и мира, и моя!
(Елена  Махеева. «Долг»)
8-й чтец:
Не могу без волнения слышать
немецкую речь,
Хотя знаю: народа здесь нету
вины,
Но в сознании сразу - огромная
печь
И колонны несчастных, что
сгинуть в ней разом должны.
Почему-то опять
«стопроцентный ариец»
Голубым и презрительным
взглядом мелькнет,
А в ушах женский крик
«Кровопивец!»,
Дверь той самой большой
душегубки прервет.
И тревожно гудит
Бухенвальдский набат,
Призывая к возмездию, памяти,
миру,
Между прошлым и будущим
тонкий канат,
Пусть не рвется в веках и звучит
торжествующей лирой.
Не могу без волнения слышать
немецкую речь,
Хотя знаю: народа здесь
нету вины.
(Наталья Николаева.  «Не могу без волнения…»)
Звучит песня  «Москвичи» В. Винокурова.
7-й чтец:
Я вновь иду по замкнутому
кругу:
Надежды нет, затерянный
тупик,
Казалось, ободрял недавно
друга,
А ныне сам невольно сник.
И тянется уныло бесконечно
Тропа, заросшая ромашкою
в цвету.
1-й чтец:
Когда-то ты, веселый
и беспечный,
Насвистывал мелодию, мечту,
Ждал чуда, были крылья
за спиной,
Готовился умчаться к звездам…
Но вот раздавлена мечта
войной
И выброшена танку
под колеса.
9-й чтец:
Но нет, врагам не уступлю.
Еще никто не смог меня
согнуть,
Я, если нужно, горы разверну,
Погибну сам, но сокрушу войну!
(Елена  Махеева.  «Клятва»)
2-й чтец:
Букет гвоздик, пучок еловых
веток -
Обычная для памятников дань.
А для людей, огонь войны
прошедших,
Важней всего не орден,
не медаль.
3-й чтец:
Им главное -  людское
понимание,
Тепло и свет, доверие, добро…
Не пожалеем нашего
внимания
Для тех, кто жизнью рисковал
порой.
4-й чтец:
Им так важны сочувствие,
любовь,
И знание, что ты кому-то нужен.
Что ты не зря сражался, пролил
кровь,
И этот мир тобой заслужен!
(Елена  Махеева.  «Ветеранам»)
6-й чтец:
Это какое-то древнее зло:
Снова опять развязали войну.
Тем, кто остался в живых,
повезло,
Тех, кто погиб, уже не вернуть.
Звучит песня «За того парня» из кинофильма «В бой идут одни старики».
1-й чтец:
Сила ценилась во все времена,
Но в эту войну все было особо:
Многих погибших бойцов
имена
Не высек никто, не поставил
надгробий.
8-й чтец:
Будет солнце светить еще
тысячи лет,
Ветер свистать, трава зеленеть,
От подвига их остался нам след,
И мир сохранить его должен
успеть!
(Елена  Махеева. «Зло»)
Звучит заключительная песня - «Звезда по имени «Солнце» В. Цоя из кинофильма «Игла».

​Наталья НИКОЛАЕВА, учитель русского языка и литературы Идыгинской средней школы Эхирит-Булагатского района Иркутской области