Процедура аттестации позволяет оценить не только эффективность выбора содержания образования, средств, методик, технологий обучения, профессионализм педагогов, но и качество управленческой деятельности администрации ОО, его компетентность в  построении системы образовательных отношений, соблюдении прав учеников. Конечно, непросто успеть скорректировать содержание локальных актов и деятельность школы в условиях, когда за короткий период времени вступает в силу множество новых нормативных актов, регламентирующих процедуры государственной итоговой аттестации (далее - ГИА), а также затрагивающих отдельные вопросы промежуточной аттестации. Но сделать это необходимо в первую очередь в интересах ребенка, для которого результаты аттестации порой имеют судьбоносное значение.
При организации ГИА следует руководствоваться приказами Минобрнауки РФ, устанавливающими порядок проведения ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и расписание его проведения, а также приказами, распоряжениями, методическими рекомендациями Рособрнадзора, приказами и рекомендациями органов исполнительной власти субъектов РФ. Чтобы свободно и уверенно ориентироваться в новых нормативных документах, руководитель ОО и его заместители должны иметь возможность легко систематизировать их по тематике (например, «ГИА»), а также в случае затруднений ознакомиться с комментариями и разъяснениями специалистов. Помочь в этом может использование экспертно-правовой электронной системы «Образование». Обратившись к ее материалам, можно быстро получить не только подборку нормативных документов по теме ГИА, включая региональные нормативные акты, но и разъяснения специалистов об изменениях в порядке проведения ГИА по сравнению с ранее действовавшими нормами, об особенностях проведения итоговой аттестации в отношении отдельных категорий обучающихся (в частности, лиц с ограниченными возможностями здоровья), об оплате труда педагогов, занятых при проведении ГИА, и т. п. Организовать работу по подготовке к ГИА различных структурных подразделений и служб школы помогут пошаговые инструкции и шаблоны, а подготовить к аттестации детей и родителей - материалы-памятки, разъяснения и рекомендации педагогов-психологов.  
При проведении промежуточной аттестации ответственность ОО не меньше, а задачи сложнее, чем при проведении ГИА. В соответствии с п. 10 ч. 3 ст. 28 Закона №273-ФЗ осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции ОО. На основании ч. 2 ст. 30 Закона №273-ФЗ ОО принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в т. ч. акты, регламентирующие формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Локальный нормативный акт, регулирующий образовательные отношения, должен соответствовать, с одной стороны, специфике ОО, ее образовательным программам, с другой - нормам действующего законодательства. Важной задачей для руководства ОО является включение указанного акта в систему локальных актов организации. Его положения должны не противоречить, а коррелировать с иными локальными нормативными актами, регулирующими права, обязанности и ответственность обучающихся в ОО, в т. ч. устанавливающими систему оценивания и учета образовательных достижений обучающихся.
Еще одной важной новацией законодательства, которую необходимо учесть при подготовке к промежуточной аттестации, является осуществление промежуточной аттестации экстернов (лиц, осваивающих образовательные программы вне ОО или осваивающие (освоившие) не аккредитованные образовательные программы). В соответствии с ч. 3 ст. 34 Закона № 273-ФЗ лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, имеют право пройти промежуточную аттестацию и ГИА в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующей, имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. По желанию родителей (законных представителей) такая ОО может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года в зависимости от объективных обстоятельств и наиболее эффективной реализации прав и свобод ребенка (письмо Минобрнауки РФ от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»). Необходимо учитывать, что при прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.
К периоду проведения промежуточной и итоговой аттестации ОО обязана иметь локальный нормативный акт, который полностью регламентирует образовательные правоотношения между экстернами, их родителями (законными представителями) и ОО. Этот документ должен быть доступен для самого широкого ознакомления, в т. ч.  представлен на сайте ОО в Интернете, что не только соответствует принципу информационной открытости ОО, но и снимает конфликтность между участниками образовательных отношений.
Если регламентация промежуточной аттестации в ОО вызывает затруднения и вопросы, решить их поможет электронная система «Образование». По вопросам аттестации в ней можно ознакомиться с рекомендациями региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, а также найти шаблоны и примеры соответствующих локальных нормативных актов.

​Татьяна БОДЯКИНА, к. и. н., юрист-эксперт в области образовательного права, главный редактор «МЦФЭР Образование»