Могу привести такой пример. В нашей школе, как и во всех других, по указанию сверху был создан музей боевой славы. На одной из стен неизвестным художником был изображен бой - дым, огонь, бегущие солдаты, на переднем плане погибший воин. Я не берусь судить о художественной ценности произведения, но, судя по тому, как равнодушны были дети к этому шедевру, она была невысока.
1 сентября все классы проходили через музей и возлагали цветы к этой картине.
После торжественной линейки мой 4-й класс подошел к картине.
«Оля, надо положить букет у стены», - сказала я одной из учениц.
Девочка вцепилась в букет двумя руками: «Нет! Я его вам принесла!» Тогда я обратилась к другим детям, но никто не хотел отдать букет. «Мы вам принесли цветы!»
«Хорошо, спасибо», -  я взяла у Оли букет, сама положила у стены, обидев бедную девочку до слез.
Не помню, какая была в тот год тема классного часа, но я говорила о войне, о тех испытании, которые выпали на долю нашего народа, и о тех, благодаря кому мы живем и можем радоваться жизни. Наверное, мне удалось достичь поставленной цели.  В последующие годы таких проблем уже не возникало.
Такие музеи необходимы, но, наверное, не в каждой школе, потому что такое формальное отношение к делу не влияет на процесс воспитания.
Музейные экспонаты должны прежде всего показать нашим детям настоящее лицо фашизма, весь ужас, который пережили народы из-за его нашествия. Работники таких музеев должны быть не просто экскурсоводами, а душеведами, чтобы каждое слово доходило до сердца ребенка.  
Немалую роль в процессе формирования личностей сыграло и бесконечное переписывание истории, глумление над тем, что всем было дорого. Дошли до того, что героями сделали убийц малолетних детей (я имею в виду Павлика Морозова и его маленького брата). От их реабилитации было недалеко и до прославления Степана Бандеры, что и происходит в настоящий момент.
В современной литературе поселилось неправильное  понятие жалости к человеку. Пожалеть - это значит унизить, вот любовь - это звучит. Между тем в русских  деревнях говорят, что детей жалеют. Я как-то поправила: «Наверное, любите?» Ответ был: «Нет! Жалеем!»
Любовь и жалость надо воспитывать с самого раннего возраста, тогда любое насилие над личностью будет противоестественно.
Очень трудно стоять в стороне, когда в такой близкой нам Украине происходят трагические события. Работая около 30 лет в школе учителем математики, видела, насколько формально велась воспитательная работа, не принося особых плодов. Очень хочется, чтобы что-то изменилось.

Зоя АКИМОВА, бывший учитель математики, Москва