Начать придется с массовой переподготовки учителей, которых нужно ознакомить с нашими законами, стандартами, программами. В былые времена украинские педагоги были на очень хорошем счету и много сделали для развития советской школы. Надеюсь, традиции не потеряны. И нам будет чему поучиться, и коллеги быстро и легко вольются в наши реалии.
Следующий шаг - создание «переходников» для начальной, основной и старшей школы, чтобы плавно переводить детей от украинских программ к российским. Через пару лет крымские ребята начнут массово сдавать ЕГЭ, и перед ними лягут  экзаменационные материалы, разработанные под российские стандарты. Не знаю, как математика, но гуманитарные предметы в наших двух странах скорее всего «разбрелись» сильно. Поэтому необходимо как можно скорее разобраться, в каком объеме владеют дети русским языком, литературой, историей, чтобы за несколько лет достойно подготовить их к экзаменам. В то же время нужно создать механизмы, позволяющие талантливым ребятам, а в Крыму их наверняка не меньше, чем в любом другом регионе, участвовать в российских предметных олимпиадах.
Еще один непростой момент. Мне не очень нравится предложение зачислять крымских абитуриентов в российские вузы по результатам школьных выпускных экзаменов. Не понимаю, чем среднестатистический выпускник Рязани или Владивостока хуже своего сверстника из Ялты и Симферополя. Почему одному достаточно школьного экзамена, а с другого мы требуем свидетельства о сдаче ЕГЭ? Тут, на мой взгляд, нужна иная модель, действовавшая, и весьма успешно, еще в советские времена - так называемые вузовские квоты. Как это может выглядеть на деле? Берем вузы Ставрополья и Кубани, выясняем, какие специальности востребованы экономикой Крыма, и выделяем определенное количество мест для выпускников полуострова. Конкурировать при поступлении они должны не с российскими школьниками, а между собой. В этом вопросе много подводных камней. Одна из проблем касается опять-таки несоответствия школьных программ. Боюсь, что читать крымчанам матанализ так же, как читают его российским ребятам, на первых порах будет невозможно. Здесь понадобятся свои «переходники». Для этого, видимо, вновь придется вспомнить советскую систему рабфаков, куда, в частности, принимали вчерашних солдат, отслуживших два года и хорошенько подзабывших школьную науку. Потому что вопрос ведь не в том, чтобы зачислить человека в вуз, нужно, чтобы он смог там учиться. И тут надо быть очень осторожными. В противном случае мы получим армию отчисленных, которые просто не в состоянии осваивать программы российских вузов.
«Крымских вопросов» в образовании действительно много, но они решаемы, особенно если руку помощи протянут соседи - учителя Ставрополья и Кубани. Доброе соседство - оно дорогого стоит.

NB! Виктор Александрович Болотов, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования. Профессор. Академик РАО.