Сравнить зеленое с соленым
Рейтинги помогают выявить только общие тенденции, но никак не дают целостного представления о том, как материально обеспечен каждый российский учитель. Главный тренд, если вспомнить слова Булата Окуджавы, звучит так: «И пряников, кстати, всегда не хватает на всех». Одни регионы могут себе позволить выплачивать достаточно солидные прибавки к зарплатам учителей, другие - нет. Одни школы могут позволить себе стимулирующие выплаты педагогам на достойном уровне, а другие - нет. И потому обиженные учителя задают себе вполне логичные вопросы: «А разве справедливо, честно за одну и ту же работу получать разную оплату? Неужели в Москве и Ханты-Мансийске, к примеру, ученики более сложные, учительская работа более тяжелая, власть более понимающая?»
Следует отметить, что если с колоссальной разницей в заработной плате разных регионов страны большинство педагогов более-менее смирились (некоторые просто отправились на заработки в Москву и пр.), то разница между заработной платой педагогов одной и той же школы с введением так называемого эффективного контракта до сих пор тревожит многих. Порой до такой степени, что разгораются межличностные конфликты, мягко говоря, мало способствующие продуктивности и качеству выполнения педагогами своих непосредственных обязанностей.

Считаем баллы
Напрашивается вопрос: эффективный контракт - это из серии «хотели как лучше, а получилось как всегда» или в нем все же есть рациональное зерно, потенциал для решения болезненных проблем российского образования? Эффективный контракт - это гонка учителей за сбором заветных баллов или та самая «морковка для ослика» из известной притчи, которая стимулирует педагога развиваться и в личностном, и в профессиональном плане?
На практике мы видим, что в каждой школе своя история с внедрением инноваций в начислении заработной платы. Кто-то из руководителей образовательных учреждений реально внедрил эффективный контракт, кто-то подошел чисто формально, кто-то все стимулирующие выплаты, не мудрствуя и не лукавя, делит на весь коллектив поровну.
На деле контрактную систему в школы внедрили, а вот какой в итоге получился контракт - эффективный или неэффективный - в каждой школе своя история.

Выбор каждой школы
Проблема заработной платы учителей у обывателей, как правило, вызывает приступ тошноты: «Все им мало. Сами такую работу выбрали. Детей не учат как надо, как в советское время было, репетиторов нанимать приходится, чтобы ребенок в вуз поступил и т. д.».
Да, наверное, немногие из нас выбирали учительскую профессию, рассчитывая заработать деньги, кататься как сыр в масле, достичь карьерных высот, ориентируясь на престиж профессии. Мы прекрасно понимали, что учительская профессия - это многочисленные жертвы, что время и усилия, затраченные на обучение и воспитание детей, никогда не компенсируются в денежном эквиваленте. Другой вопрос, что смешивать духовно-нравственную основу учительской профессии, любовь к детям и оплату труда не стоит, призывая учителей жить не хлебом единым.
Учителя тоже люди, они живут в обществе, и так сложилось в современном мире, что деньги - это неотъемлемый и совершенно необходимый инструмент выживания. Соответственно базовая часть заработной платы педагогов должна быть достаточной для нормальной выживаемости в обществе, не важно, в каком регионе нашей великой Родины педагог находится.
А дальше уже выбор каждого учителя - какую стимулирующую выплату он бы хотел получить. Выбор каждой школы - какие критерии стимулирования создать, причем они должны быть работающими, прозрачными, понятными, справедливыми.
Хотелось бы, чтобы не складывалось ситуации, когда все педагоги работали хорошо и повысили свои результаты, а общая копилка стимулирующих выплат осталась неизменной. Объем стимулирующих выплат школам тоже должен меняться в зависимости от траектории развития конкретной школы. Сравнивать гимназии, лицеи и районные школы в одном ряду - по меньшей мере лишено здравого смысла. Заранее понятно, кто окажется в аутсайдерах.
Таким образом, заработная плата педагогов - это вовсе не частный вопрос образования, как может показаться на первый взгляд. От грамотного решения вопроса оплаты труда учителя зависит ощущение им своей ценности для общества, его настроение, его желание что-то делать. Когда учителю будет хорошо, хорошо будет и нашим детям, причем автоматически.

Санкт-Петербург