Оно и понятно. Эффективный контракт напрямую связан с зарплатой педагогического работника, а то, что касается зарплаты, как показывает практика, никогда не теряет актуальности. Сегодня она существенно подросла у всех категорий педагогических работников, в том числе за счет стимулирующих выплат. Однако есть мнения, что стимулирующие выплаты - вовсе не панацея от зарплатных бед. Как считают представители Архангельской области, у педагогов должен быть достойный базовый уровень зарплаты. Например, 100 тысяч рублей. Всего, что сверх этого, нужно добиться собственной активностью, инициативностью и т. д. При таком стотысячном окладе учитель может, например, путешествовать, ходить на выставки, может покупать ту литературу, которая ему нужна, и т. д.
Сегодня повышаются требования к учительскому труду, следовательно, и зарплата тоже должна расти. Требовать от педагога активности и еле стимулировать ее - это бесперспективно. Бытовая неустроенность, невозможность тратить средства на саморазвитие все равно будут довлеть над человеком, и от этого будет страдать прежде всего качество работы. Поэтому нужно увеличивать исходную цифру оклада. Как заметили архангельские педагоги, если их принимают на работу, значит, они соответствуют определенным критериям и могут выполнять поставленную перед ними задачу.
Для того чтобы набрать дополнительные баллы, за которые его материально поощрят, педагог сегодня собирает портфолио. Однако, как считают педагоги из Архангельской области, есть люди с активной жизненной позицией, которые много ездят, пишут статьи, участвуют в конкурсах, конференциях, а есть люди, которым в силу психологических особенностей это делать трудно. Например, учитель труда из обычной сельской школы не станет писать доклады и посещать научные конференции. Что же ему, так и оставаться на базовой ставке? Так же в дополнительном образовании. Иногда педагогам дополнительного образования говорят: что вам стоит заработать грамоту? Конечно, трудно подготовить олимпиадника, но не меньшего труда стоит, скажем, поставить спектакль, где задействованы 40 детей, где нужны специальное оборудование, костюмы, реквизит. Поэтому в критериях нужно обязательно прописывать, кому и за что можно получить дополнительные баллы, за которые положены стимулирующие выплаты.
Система критериев и показателей должна быть продумана тщательнейшим образом, уверены представители Ленинградской области. К примеру, в классе можно получить ребенка с девиантным поведением, ребенка, педагогически запущенного и психологически заброшенного, но тем не менее выучить его и выпустить во взрослую жизнь. Но баллы за него будут начислены гораздо меньшие, нежели за победителя олимпиады. Поэтому нужно учитывать не только отдельные достижения, но и динамику развития ученика.
Уже сейчас заметно, что региональные различия в плане критериев и их финансовой стоимости очень большие. Поэтому там, где хорошо стимулируют труд педагогов, работать учителями идут молодые люди. В Ленинградской области, как признались учителя, максимальная добавка к окладу - 3-5 тысяч рублей. Поэтому остро ощущается нехватка учителей, приходится даже уговаривать пенсионеров поработать еще немного.
По мнению педагогов из Карелии, есть еще одна сложность при введении эффективного контракта. Это неизбежный раскол внутри коллектива. Есть учителя-лидеры и новаторы по своей природе, они всегда находятся в тонусе, и у них всегда будет высокое стимулирование. Это люди, за которыми идут, у которых учатся. А есть педагоги, которые находятся в плоскости функционирования, которые реализуют основную программу и получают за это оклад и некоторые компенсационные выплаты. Такие педагоги в силу разных причин никуда не заявляются и все время ощущают себя ущербными. Поэтому при введении эффективного контракта необходимо мудрое управление внутри коллектива.

Санкт-Петербург