Вполне возможно, что один из первых вопросов, который я задала при встрече Алексею Лыкову, победителю Курского областного конкурса «Учитель года-2013», на каком-то интуитивном уровне оказался связан с этими смешными птицами, предпочитающими пусть и не слишком уютное, даже немного колючее, зато родное, насиженное место новому, более комфортному. К примеру, жизнь в обычном райцентровском поселке Курской области, которым является Черемисиново, для молодого, успешного и талантливого учителя истории может показаться менее интересной, а работа менее перспективной, чем в Курске и уж тем более в столице. Но, несмотря на это, Алексей Юрьевич места работы не меняет и не собирается никуда переезжать, хотя после победы в областном конкурсе и участия во всероссийском финале пришла известность и соответствующие предложения ему поступали. А он не соглашается. Интересно, почему?
- Мысли, конечно, возникали, - говорит Лыков. - Особенно в первое время после института, когда трудно было привыкнуть к сельскому размеренному образу жизни. Предложения тоже были: поработать в Курске и даже в Московской области. В 2007 году я ездил на форум молодых педагогов в Рязань, познакомился с товарищами из Подмосковья. Вот тогда меня в первый раз и пригласили, причем пообещали зарплату - ух! - особенно по сравнению с тогдашней нашей, и сказали, что жильем обеспечат - служебным, но с дальнейшей перспективой. Конечно, заманчиво, но я сказал категоричное нет, потому что у меня здесь семья и родные.
- Но семья ведь пока небольшая, только супруга...  
- Знаете, я думаю, что больше нас нигде так не ждут, как на своей малой родине. Я родом из Черемисиново, сам эту школу оканчивал. Кроме супруги, родителей и других родных большое значение имеет то, какие люди окружают тебя на работе, даже на твоей улице. Мне на всем моем жизненном пути встречаются добрые люди, даже в безвыходных ситуациях они обязательно появляются. И все это происходит не в Москве, не в Курске, а в моем родном Черемисиновском районе.
После окончания института в 2005 году он пришел работать в Толстоколодезьскую сельскую школу. Места вокруг села Толстый Колодезь наикрасивейшие: лес, овражек, речка чистая, а в селе газ и даже Интернет! Но детей год от года больше не становилось; когда на 17 работников школы осталось 13 учеников, школу решили закрыть. При прощании многие плакали... Но, как говорится, жизнь продолжается, для детей организовали подвоз, учителей распределили в другие школы. А в Черемисиновской освободилась ставка историка: Владимира Павловича Озерова, учившего истории Алексея Лыкова и сумевшего привить любовь к предмету почти всем своим многочисленным ученикам, уговорили перейти работать в администрацию района. Так Алексей Юрьевич оказался в своей родной школе, только теперь уже не учеником, а учителем. Здесь чуть больше 400 детей и примерно 50 педагогов. В этом году набрали три пятых класса, а выпускается в последнее время по два одиннадцатых - это хорошие примеры того, что народонаселение в поселке увеличивается в основном за счет вторых детей в семьях. Как говорят местные, материнский капитал оказался хорошим подспорьем.  
- Алексей Юрьевич, вы вот про размеренную сельскую жизнь сказали. Это как?
- Самое элементарное - нет городского шума. Я во многих городах побывал, и в Питере был, и в Москве, понял, что для меня в удовольствие день-два там походить, посмотреть, и скорее обратно домой. Город начинается с гула, с городского шума, а у нас его нет... И еще мне кажется, что намного проще жить в небольшом социуме, где тебя все знают, и ты всех знаешь, и всегда чувствуешь, что люди готовы тебя поддержать. Например, когда я в Толстоколодезьскую школу пришел, коллектив принял очень радушно, во всем помогали! И тут, в моей родной школе, все с распростертой душой - и коллектив хороший, и директор замечательный Татьяна Николаевна Черняева! Прежде чем куда-то ехать, сто раз подумаешь: куда, зачем, к неизвестным людям?! Нет, я в этом плане консервативен, лучше верное старое, чем неизвестно какое новое... Говорят, что сейчас на учителя смотрят по-другому, чем в советское время. Раньше было: учитель идет, перед ним шапку все снимают! А у меня это есть и в наши годы, только проявляется немного по-другому: сегодня не «ломают» шапку, но уважение есть, и оно постоянно чувствуется! И это я не потому говорю, что возгордился, а потому что приятно понимать, что тебя уважают, и с людьми приятно общаться, которых и ты уважаешь, и они тебя. Мои ученики уже своих детей родили и воспитывают, а ко мне по-прежнему обращаются «Алексей Юрьевич». Это дает ощущение собственной нужности, уверенности в себе и своей профессии.
Такая уверенность в себе как в педагоге пришла к Алексею Лыкову не сразу. Это сегодня в его семье двое учителей, он и жена, которая работает педагогом-психологом в детском саду. Когда же после школы Алексей решил поступать на исторический, привлекала его больше сама история, но никак не ее преподавание. Отец работал в сельском хозяйстве, мамина профессия связана с торговлей, а сын получился, как он сам говорит, чистый гуманитарий, окончивший школу без троек, но и без особой любви к математике. Их выпуск 2000 года в школе называли золотым: из 24 учеников - семь медалистов! Классный руководитель, словесник Нина Дмитриевна Семиринова после этого класса больше никого не брала, только предметы вела. Алексей Юрьевич ее называет удивительным классным руководителем и величайшим педагогом, а еще говорит, что сам из ее практики старается перенять как можно больше.
Однако самым любимым предметом для него стала история, во многом благодаря учителю Владимиру Озерову, который, кстати, в свое время тоже был победителем областного конкурса «Учитель года». Вот такая преемственность. «Его неординарные уроки, интереснейшие факты, юмор - все это для меня живой пример того, каким должен быть учитель», - говорит Лыков. Так и получилось, что после школы поступил на исторический, а свою профессию в дальнейшем решил связать с какой-нибудь научной работой. Только вот факультет был чисто педагогический, и на втором курсе, когда начали преподавать педагогику, появился новый интерес: оказалось, что он сам мог объяснять историю другим людям, и это было еще интереснее, чем познавать исторические тайны в одиночку. Потом захотелось на практике попробовать свои силы, и пришедшая к нему на урок проверяющая из роно дала однозначное заключение: будешь учителем!
Сегодня классов у него много: пятые, седьмые, девятые и одиннадцатые, два предмета - история и обществознание. В пятом классе сразу и новые стандарты, и классное руководство. В прошлом году выпустил коррекционный девятый класс, в котором был классным с пятого, говорит, ребята попались не из легких. Но все устроились, только до одного так и не удалось достучаться, хотя старались всей школой.   
- Где легче преподавать - в маленьком классе с 4-5 учениками или в обычном?
- Мне нравится в таком, как у меня сейчас, где больше 20 ребят. Но везде есть свои особенности. Например, когда в классе 4-5 человек, то дети понимают, что весь урок им придется работать и отвечать. А когда в классе 20-24 ученика, всех спросить невозможно, зато круг общения шире.  
- А в каком классе учителю приходится больше готовиться к урокам?
- Готовиться надо всегда. Мне не важно, сколько детей на уроке. Просто есть своя специфика: когда четыре человека, для них будут свои задания. А когда класс большой, задачи немного другие, потому что тут свои проблемы. Я когда здесь работать начал, ко мне завуч приходит и спрашивает, почему мало оценок у детей. А я не люблю перебивать и всегда стараюсь выслушать ребенка полностью - начал рассказывать, пусть говорит. В итоге оценок мало. Пришлось в тестовой форме проводить опросы. С одной стороны, удобно, потому что все успевают показать свои знания. Но с другой стороны, история - это устный предмет, здесь очень важно общение между учеником и учителем. Я должен почувствовать, как ученик мыслит, как он думает. Хотя сегодня сама программа, особенно в 10-х и 11-х классах, когда идет подготовка к ЕГЭ, требует работы с тестами. Но мне очень жаль, что устная часть уходит, мы ее упускаем. Да, у ЕГЭ есть большой плюс - возможность поступления в центральные вузы для детей из глубинки. Это хорошо. Но мы из-за тестов в обучении теряем главное: наши дети перестают отвечать устно и в итоге не умеют говорить. Даже юристы и экономисты. Получается, что ЕГЭ губит на корню устную речь...  
Когда общаешься с Алексеем Юрьевичем, невозможно не поддаться его искреннему, открытому обаянию. То, что он больше всего ценит в других людях - бесхитростную, цельную или, как он сам говорит, распростертую душу, - в полной мере есть и у него самого. А уж как превосходно это чувствуют дети! Когда я напросилась на урок к Алексею Юрьевичу, пятиклассники как раз осваивали греко-персидские войны. Пятый век до нашей эры, Марафонская битва, Фермопильское сражение, изобретательные и бесстрашные греки, безжалостные персы...У меня было такое ощущение, что сидевшие в классе мальчишки и девчонки ничего более интересного в жизни своей не слышали, настолько полными были включенность ребят в работу, их постоянное внимание, активность и желание отвечать. И так практически весь класс за исключением, может быть, двух-трех человек. Хотя урок был самый обычный.    
Алексей Лыков говорит, что и на всероссийском финале «Учителя года» чувствовал себя почти так же свободно, как со своими ребятами. Самым тяжелым было эмоциональное давление от бесчисленного количества видеокамер, но стоило начать общаться с детьми, ты оказывался в своей любимой, родной среде, и становилось легче.  
- А какими, на ваш взгляд, были главные плюсы конкурса?
- Я за всю жизнь не пересмотрел столько методической литературы и не перелопатил столько информации, как за один год подготовки к конкурсу. И еще на многое стал смотреть по-другому.
- Проще?
- В какой-то степени да. Я специально пересмотрел уроки практически всех участников, чтобы понять, как мои коллеги-профессионалы относятся к детям и как общаются с ними. Вообще конкурс - это потрясающе! Столько встреч, общения - опыт неоценимый! Где еще увидишь лучших учителей страны?! Семь дней, которые мы жили на конкурсе, - это воспоминания на всю жизнь. И еще, конечно, я понимаю, что нигде и никогда не увидел бы сразу столько знаменитых людей, начиная с нашего правительства и заканчивая артистами...
- Алексей Юрьевич, ну и как, по-вашему, какими принципами должен руководствоваться настоящий учитель в своей работе и в общении с детьми?
- Я бы назвал три важные составляющие. Первое - должна быть взаимность понимания - и с их стороны, и с моей. Второе - ответственность. Я вспоминаю свой седьмой класс, когда не пришел на одно мероприятие - классом готовили новогодний вечер. А я никого не предупредил и уехал с родителями в город. До сих пор помню свой разговор с Ниной Дмитриевной, когда она с горечью укорила меня: «Насколько же ты подвел свой класс!» Хотя роль у меня была второстепенная. Тогда я понял, как легко потерять свой авторитет на какой-то мелочи, и с тех пор очень ценю ответственность. Еще важное качество - всегда говорить правду. Дети изворачиваются по-разному, фантазируют, отговариваются - это все понятно. Я о другом: о том, когда человек допускает самоуверенную ложь. Я этого не приемлю.
- Считаете ли вы себя романтиком?
- Скорее всего да. 

Курская область,
фото автора