- 250-летие Эрмитажа - это большой праздник, но мы думаем не столько о нем, сколько о том, какие проекты должны завершить и как отчитаться перед Екатериной Великой за ее коллекцию и за ее музей, который, на мой взгляд, сегодня выглядит неплохо.
В числе главных проектов нужно назвать реставрацию Малого Эрмитажа и Запасного дома на Дворцовой набережной, строительство третьей очереди открытого фондохранилища в Старой Деревне, где разместятся библиотека и музей костюма, а также создание новой экспозиции в Восточном крыле Главного штаба. Сюда мы планируем переместить произведения искусства XIX-XX веков, в том числе коллекцию картин импрессионистов из Зимнего дворца. В новых просторных залах с высокими потолками произведения импрессионистов будут смотреться совершенно иначе, чем на третьем этаже Зимнего дворца.
Также продолжим строительство фондохранилища в Старой деревне. Новое здание площадью более 40 тысяч квадратных метров будет выполнено в виде гигантского стеклянного куба высотой более 50 метров. В нем разместятся залы для временных выставок и эрмитажная библиотека более чем на миллион книг, в основном по истории искусства. Большинство изданий будет оцифровано и открыто для широкого доступа. Мы надеемся, что с появлением фондохранилища архитектурный облик спального района преобразится, и нужно заметить, что это происходит уже сейчас.
Еще один проект - эрмитажные выставочные центры. Это наш способ изменения мира. С одной стороны, когда мы показываем свои коллекции и делаем выставки, мы привносим свою идеологию, а с другой - усиливаем связи между местами, где находятся центры, будь они хоть в Амстердаме, Венеции, Казани или на Дальнем Востоке. Эрмитажные центры - это штучный товар, это много лет труда во имя того, чтобы сделать центр, работающий в помощь тому художественному миру, который существует в разных городах России и за рубежом.
- По-разному толкуют ваши слова на II Санкт-Петербургском международном культурном форуме, где вы сказали, что хорошо жить в городе-музее...
- Наш город называется городом-музеем, это вызывает у одних радость, у других отторжение, и у нас идет постоянная дискуссия: можно ли жить в городе-музее? Я повторял и не устану повторять: в городе-музее жить не только можно, в городе-музее жить хорошо, намного лучше, чем в городе - судостроительном заводе. Современный музей, будь то в Соединенных Штатах Америки, Европе, Китае, - это музей, который не просто показывает красивые вещи или изучает искусство и культуру, это образец особой архитектуры, экономики, социальной политики, диалога культур.
Диалог культур очень важен в музее, потому что он рассказывает не только о том, какова культура тех людей, что сейчас живут в городе, но и о том, какова культура людей, которые всегда жили здесь.
- Вы упомянули о том, что стараетесь изменить мир. Позвольте задать провокационный вопрос: а зачем?
- Потому что мир нуждается в изменении. Сегодня мы живем в жутком мире, который абсолютно озверел, в мире, где 90 процентов людей необразованны и не желают образовываться, в мире, где большая часть людей примитивна, поэтому у нас ракеты не летают и самолеты падают. В ХХI веке человек должен быть сложным - сложный производитель, сложный потребитель, из этого складывается экономика. Сегодня сложных людей мало. Культура, музеи воспитывают понимание, что дважды два не всегда четыре, а может быть пять, понимание, что многое можно выразить не только словами. Это мы и пытаемся донести до человека, и в определенной степени это нам удается.

Между тем


Одной из самых значимых выставок Эрмитажа в юбилейном году станет европейская биеннале современного искусства «Манифеста 10», которая пройдет с 28 июня по 31 октября. Главной площадкой биеннале станет отреставрированное здание Главного штаба, в залах которого разместятся произведения искусства XIX, XX и XXI вв. По словам Пиотровского, ключом «Манифесты 10» в 2014 году будет тема наследия в сегодняшнем контексте. В рамках выставки залы петербургского музея значительно преобразятся. Так, куратор выставки Каспер Кениг обещает, что посетители не узнают Двенадцатиколонный зал. Что касается содержания экспонатов биеннале, то они станут отражением болевых точек современного общества - от гендерных вопросов до геополитического кризиса, в том числе событий на Украине.

Санкт-Петербург