- Ирина Михайловна, что побудило вас принять решение о необходимости использования интерактивного оборудования в вашей школе?
- Коллектив нашей гимназии отличает прежде всего стремление ко всему новому и прогрессивному. Учителя всегда стремятся к повышению своего мастерства, с интересом включаются в эксперименты и новации, обеспечивающие более эффективные результаты.
Использовать интерактивное оборудование в образовательном процессе мы начали довольно давно - с момента появления на рынке первых интерактивных досок. Тогда это казалось чудом. Помню первые впечатления, удивленные и счастливые  глаза учителей, которые были похожи на детей, увлеченных игрушкой, о которой давно мечтали. Позже, приобретая интерактивные доски, мы уже осознанно преследовали цель сделать учебный процесс разнообразным, увлекательным.
На наше счастье, первые приобретенные для гимназии интерактивные доски оказались продукцией компании SMART Technologies. Понимала изначально, что удобнее работать на оборудовании одного производителя: единое программное обеспечение, курсы для всех, обмен опытом. Поэтому на момент получения статуса «Образцовая школа SMART» учителя гимназии работали и были знакомы со SMART-оборудованием. Коллектив был обрадован возможности участия в проекте «Образцовые школы SMART». Это позволило узнать еще больше интересного, научиться новому, поскольку компания не только поставляет современное оборудование, но и обеспечивает методическую поддержку образовательного процесса, предоставляет возможность распространения своего опыта и знакомства с опытом коллег из других городов и даже стран.

- Насколько сложным был процесс покупки оборудования?
- Безусловно, интерактивное оборудование стоит недешево, и для его приобретения приходится искать разные пути. Первоначально  на эти цели мы использовали гранты, полученные в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Такие гранты в размере одного миллиона рублей наша гимназия получала дважды - в 2006 и в 2008 году. Но качество закупленного через государственные поставки оборудования оставляло желать лучшего, быстро выходило из строя.
Как только представилась возможность, мы изменили организационную правовую форму нашего учебного заведения и стали автономным учреждением. Работа в этом статусе дает больше свободы.  Мы получили  возможность приобретать оборудование без прохождения конкурсных процедур,  которые обязательны для бюджетных образовательных учреждений, а потому  могли позволить себе делать закупки более качественного оборудования в соответствии с возникающими у нас потребностями. Гимназии удалось хорошо развить материально-техническую базу, установить в каждом учебном кабинете интерактивную SMART-доску, снабженную соответствующим программным обеспечением, приобрести  документ-камеры, системы для голосования, интерактивные столики, разместить интерактивные стенды в холлах.
Включение в проект «Образцовые школы SMART» предоставило нам дополнительные и приятные возможности для дальнейшего развития материально-технической базы. Я имею в виду определенные льготы при приобретении оборудования, осуществлении его технической поддержки. Благодаря этим приоритетам мы произвели замену первых, уже устаревших досок. Приобрели новое оборудование: доски двойного касания, проекторы. Значительную часть программного обеспечения компания поставляет нам бесплатно. Это позволило сделать образовательный процесс более увлекательным и развивающим, а образовательную среду -  ИКТ-насыщенной.

- Чем обусловлен выбор именно оборудования SMART?  
- Прежде всего нам понравилась простота в использовании оборудования, предоставление гарантий обслуживания. Но самое главное, что прилагаемое к доске программное обеспечение охватывает все школьные предметы, предоставляет учителям широкие возможности для проявления творчества и инициативы.
Например, программное обеспечение SMART Notebook позволяет красочно, с подключением различных каналов восприятия изучать новое, закреплять пройденное, осуществлять проверку знаний. Учителя могут конструировать  занимательные моменты на уроках: исчезновение и появление информации, звуковое сопровождение учебного  процесса, отгадывание кроссвордов, составление анаграмм, собирание мозаики, прохождение через лабиринт и многое другое.
Использование документ-камер SMART дает возможность не только проецировать на доску различные записи, объекты, но и организовывать проектную деятельность учащихся (создавать анимированные объекты, фиксировать результаты эксперимента и многое другое).
Учителя высоко оценили и математический конструктор, позволяющий строить графики функций, изображать геометрические фигуры, записывать формулы.
Недавно появились новые опции SMART - это конструктор занятий (помогает осуществлять проверку знаний) и средство Extreme Collaboration (с его помощью можно организовать коллективное сотрудничество учеников на уроке). Интерактивное оборудование SMART мы используем и во внеурочной деятельности. Возможность совмещения оборудования с образовательными ресурсами сети Интернет позволяет сделать урок информационно насыщенным, добавлять рисунки и интерактивные элементы, создавать гиперссылки и анимационные ролики, группировать страницы и многое другое.

- Возникали ли у вас какие-то сложности при использовании установленного оборудования и насколько быстрым был процесс его освоения?
- В самом начале работы с оборудованием динамика была незначительной. Мы самостоятельно изучали программные решения, работу со SMART-коллекцией, создавали отдельные страницы уроков. Если бы мы использовали  только свои ресурсы, то процесс освоения был бы довольно долгим. Решение было очевидным. Мы пошли по пути обучения всего коллектива на нашей базе. В решении этой задачи большую помощь нам оказал Новосибирский городской центр информатизации «Эгида». Специалисты центра осуществили курсовую подготовку наших сотрудников непосредственно на базе гимназии. И за один учебный год нам удалось обучить весь коллектив основам работы с интерактивным оборудованием.
Учителя включились в работу обучающих вебинаров компании SMART, которые ежемесячно проводятся в режиме онлайн. Важным источником пополнения знаний для педагогов является созданный компанией сайт www.SMARTboard.ru, на котором публикуется множество советов, интересных подходов, работает служба поддержки, готовая оперативно ответить на все возникающие вопросы.
В течение трех лет со времени получения статуса «Образцовая  школа SMART» в нашей гимназии проводятся ежегодные фестивали SMART-уроков, на которые мы приглашаем коллег из школ нашего города и области. Новосибирская гимназия №2 является городской стажировочной площадкой по вопросам информатизации образования. Приобретенный нашими учителями опыт очень востребован городскими и сельскими учителями.

- На каких уроках, по вашему мнению, использование интерактивного оборудования наиболее эффективно?
- Самые разные предметы можно преподавать с использованием интерактивных технологий. Здесь многое зависит от опыта, фантазии, творчества учителя. К примеру, для изучения точных наук  в SMART Notebook  имеется редактор формул, с помощью которого можно создавать формулы, графики, фигуры, а затем к полученному контенту применять SMART-эффекты. Для изучения истории, географии используются интерактивные карты, аудиозаписи, фрагменты исторических документов. На уроках русского языка можно проводить практикумы по отработке орфограмм и знаков пунктуации. Для предметов образовательной области «Искусство» можно  организовать виртуальные экскурсии в музеи и концертные залы.
Активное использование интерактивных технологий можно осуществлять абсолютно на любом уроке.

- Что говорят дети об оборудовании SMART?
- Дети любят все новое и необычное. Каждая находка учителя на уроке вызывает неподдельный интерес. А если еще добавить элементы соревнования, игры, то каждый урок становится ярким и запоминающимся. При этом дети тоже могут использовать интерактивные технологии.
Разработанные учениками проекты, творческие работы, красочные сопровождения внеурочных мероприятий придают образовательному процессу особую значимость.

- Можете ли вы сказать, что использование интерактивного оборудования помогло избавиться от каких-то рутинных операций или быстрее решать насущные задачи?
- Каждое новое дело на первых порах требует от учителя больших временных, эмоциональных затрат и усилий. Не буду скрывать, что подготовка хорошего урока занимает немало времени. Но эти затраты компенсируются  достигаемыми образовательными эффектами - положительной мотивацией всех участников образовательного процесса, повышением  познавательной активности учащихся, стимулированием их к самостоятельной деятельности, раскрытием личностно-индивидуальных возможностей каждого ребенка и многими другими.
Большая методическая поддержка со стороны компании SMART Technologies существенно помогает в работе учителей, сглаживает, а иногда и убирает вовсе рутинные элементы учительского труда. Наши учителя уже по-другому работать не смогут. Использование интерактивных технологий - это неотъемлемое требование времени и почерк современного учителя.

- Как вы считаете, в чем же основное достоинство интерактивных систем? Для кого такое оборудование полезнее: для  учителя или  для ученика?
- Я не взялась бы ранжировать преимущества интерактивных технологий для разных кластеров пользователей. Каждый участник образовательного процесса получает свои преимущества. Вот некоторые из них. Для ученика - это развитие универсальных навыков и компетенций, что особенно актуально в свете ФГОС. Для учителя - возможность успешного вовлечения каждого ученика в образовательный процесс. Для администратора - наличие инновационных процессов. В целом складывается мозаика, каждый из элементов которой работает на повышение качества образования.

- Какие существуют онлайн-ресурсы, помогающие практикам в работе с интерактивным оборудованием?
- Портал компании SMART Technologies с ресурсным сайтом exchange.smarttech.com содержит в себе много достоинств, которые помогают нашим учителям готовить уроки, применять необычные приемы при решении познавательных задач, использовать коллекцию SMART, виджеты, позволяющие усилить интерактивность и эффективность образовательного процесса. Наши учителя не только  активно используют этот портал, но и сами размещают на нем свои уроки.

- Ваш совет тем, кто задумывается о покупке SMART или только начинает работу с ним.
- Увлечься так, как это произошло с нами!

Уважаемые читатели!
В одном из следующих номеров «Учительской газеты» мы продолжим знакомить вас с опытом в области применения интерактивного оборудования от первого лица.

Новосибирск