Тип занятия: сообщение нового материала.
Моей задачей было заинтересовать учащихся, показав им привлекательность выполняемого дела - создание листовки на этапе закрепления изученного материала.
 Цели:
- ознакомить учащихся с историей пруда;
- развивать любознательность, кругозор, умение выделять информацию;
- формировать бережное отношение к окружающей среде и воспитывать интерес к истории родного края.

Ход занятия
Организационный момент
Учитель:
Добрый день, друзья!
Добрый день, гости!
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева,
Если только улыбнуться,
То начнутся чудеса -
От улыбок прояснятся и глаза,
и небеса.
Ну-ка, взрослые и дети,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало в классе нашем
Нам уютней и светлей.
Актуализация знаний. Для того чтобы узнать, о чем будет занятие, вам необходимо выполнить задание на доске.
Задание: из рассыпавшихся букв убрать те, которые повторяются, а из остальных составить слово.
Учитель: Что получилось? (Пруд.)
Что обозначает это слово? (Если дети не могут правильно ответить, предлагаю открыть словарь.)
Слайд с определением слова «пруд».
Учитель: Где в нашем районе мы можем встретить подобный водоем? (Ответы детей.)

Сообщение темы
Сегодня мы будем говорить об одном из самых удивительных уголков нашего края - о Суксунском пруде. И тема нашего занятия сегодня - «Суксунский пруд».
Постановка целей
О чем бы вы хотели узнать?
Вопросы, над которыми сегодня предстоит нам поработать, вам поможет сформулировать моя подсказка. Для этого вам предстоит разделить каждую строчку на отдельные слова.
Слайд с вопросами:
Когда и кем был создан пруд?
Какие речки питают пруд?
Какие размеры имеет пруд?
С какой проблемой столкнулся пруд?
Учитель: Итак, мы сформировали учебные задачи, и у нас получился план для сегодняшнего занятия, а ответы на эти вопросы мы попытаемся отразить в листовке.

Объяснение нового материала
1. Посмотрите внимательно на слайд и скажите, что мы можем узнать из этих табличек:

    1729                     Демидов
Учитель: Посмотрите сюжет, который поможет вам прокомментировать эти таблички.
Слайд с сюжетом о Суксунском пруде.
С каким событием было связано создание пруда?
Кто был заинтересован в строительстве пруда?
С помощью какого сооружения образовался пруд? (Плотина.)
Учитель: Действительно, создание пруда было связано с заводом Демидовых по переработке медной руды. Так как заводу была нужна вода, началось строительство плотины.
Слайд с изображением плотины и слово «плотина».
Учитель: Как вы понимаете это слово?
Чтобы ответить на этот вопрос, воспользуемся табличкой. В ней даны два определения слова «плотина». Зачитайте их. Ваша задача - с помощью словаря определить, какое из этих утверждений является верным.
Работа со словарем.
Учитель: Вот мы и нашли ответ на первый вопрос.
2. Чтобы образовался пруд, как мы уже сказали, нужно было перегородить речку.
А как вы думаете, достаточно ли одной реки для такого пруда?
Чтобы узнать, какие речки питают пруд и какие размеры он имеет, я вам предлагаю  самостоятельно изучить карточки, которые находятся у вас на столе, а затем поделиться друг с другом тем, что вы узнали.
1-я группа будет работать над вопросом: какие размеры имеет пруд?
2-я группа над вопросом: какие речки питают пруд?
Самостоятельная работа в группах с карточками.
Учитель: Итак, какая группа готова рассказать о том, что узнала из карточки?
Рассказы детей по карточкам.
Слайды «Размеры пруда», «Речки, питающие пруд».
Учитель: Что вы узнали о размерах пруда? Какие речки питают пруд?
Ответы детей.
3. Суксунский пруд считается одним из самых больших водоемов, созданных человеком в нашем районе. Посмотрите на изображение и скажите, с какой проблемой столкнулся пруд?
Слайд «Мусор в воде пруда».
Учитель: По чьей вине происходит загрязнение пруда? Кто может помочь пруду?
Ответы детей.
О чем мы должны помнить, когда отправляемся отдыхать на природу?
Ответы детей.
Каждый человек должен помнить правила поведения на природе. О некоторых правилах нам могут напомнить экологические знаки, которые устанавливают в местах, где любит отдыхать большое количество людей. И сейчас с помощью следующего задания вы дадите название экологическому знаку, который лежит у вас на столе.
Работа с экологическими знаками.
Учитель: Какое название дала 1-я группа? Какое название дала 2-я группа? О каких правилах нужно помнить, чтобы решить проблему с загрязнением пруда?
Ответы детей.
 Учитель: Вот мы с вами и нашли ответ на последний вопрос. Молодцы, я думаю, что вы всегда будете соблюдать эти правила. Чтобы призвать других соблюдать их, я предлагаю вам выполнить творческое задание.
Творческое задание  
Нужно придумать стихотворение, где первыми строчками будут названия экологических знаков. Ваша задача - придумать еще две строчки. Например:
Не бросайте бутылки в воду,
Не оставляйте мусор после себя,
Давайте____________________
Без нее нам_________________
Дети выполняют творческое задание.
Учитель: На все ли вопросы мы нашли ответы?
Рефлексия
А сейчас я хочу, чтобы все, что узнали на занятии, вы отразили  в своих листовках. Лучшую листовку мы поместим в классный уголок. Для ее оформления можно использовать материал, с которым мы работали на занятии и который есть у вас на столах.
Что должна содержать листовка?
Ответы детей.
Учитель: Посмотрите, у вас на столе есть памятка по оформлению листовки. Итак, что должно быть в листовке:
1.    Название (оно должно быть коротким и отражать направление листовки).
2.    Изображение (можно использовать фотографии, рисунки, вырезки).
3.    Текст (сведения из истории или любая интересная информация, которая сможет привлечь внимание других людей).
4.    Призыв (если мы создаем листовку, то она должна не только сообщать окружающим интересные факты, но и призывать их к чему-нибудь,  это может быть какое-то емкое предложение или короткое стихотворение, которое быстро запоминается).
Теперь вы знаете, что должна содержать листовка. Сначала я предлагаю попробовать оформить ее на слайде вместе, а затем вы уже в группах непосредственно приступите к созданию своих листовок.
Посмотрите на слайд.
Что вы видите? (Изображение пруда.)
Что нужно сюда добавить? (Название.)
А какое название вы бы дали этой листовке?
Чтобы вам помочь, я приготовила несколько вариантов названий листовки, а вам остается только выбрать.
Слайд «Названия листовки».
Какое мы дадим ей название? (Ответы детей.)
Что еще нужно сюда добавить? (Текст или интересную информацию.)
А что еще интересного о пруде мы могли бы сюда включить? (Какие размеры имеет пруд и какие речки он питает.)
Посмотрите, чего еще не хватает в листовке? (Стихотворения, призыва.)
Практическая работа по созданию листовок в группах.
Итог занятия
Итак, вспомните все то, что узнали на занятии, и скажите, все ли ответы вы получили на вопросы, которые ставили в начале занятия?
Всю ли информацию вам удалось отразить в своих листовках?
Ответы детей.
Учитель: Вы сегодня очень хорошо потрудились, и мне бы хотелось закончить наше с вами занятие словами местной поэтессы Раисы Ивановны Лешуковой:
Люди, прошу, сохраняйте
Первозданной природы красу,
В наследство потомкам
отдайте
Цветущей планету свою.


Прим. ред. Презентация к занятию и фильм о Суксунском пруде опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/789

​Татьяна ПРОСКУРИНА, воспитатель Киселевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида Пермского края, победитель ХVI Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»