На уроках не задается параметров мыслительной деятельности - ученики сами определяют, что надо сказать по конкретному вопросу или заданию. Ответы ребят выслушиваются обязательно все. Главное, чтобы они были в рамках вопроса. Ответы предполагают ошибки. Учитель, выслушивая детей, не делает оценочных суждений. Это снимает смысловой барьер по отношению к учителю и к самому себе у слабоуспевающих учащихся. Слабоуспевающий ученик (в его сознании) такой же, как все, работает на равных. Учитель создает у него установку - готовность отвечать, не боясь ошибиться. Участие в совместной групповой работе расширяет кругозор учащихся, идет более внушительный, чем в учебнике, приток информации, сведений по тому или иному вопросу, расширяется зона ближайшего развития у всех и особенно у слабоуспевающих учащихся. Учитель подхватывает правильную мысль и направляет дальше поиск. Если верной информации не прозвучало, учитель объясняет сам. Затем следует опять общий вопрос или задание.
Ученики приучаются говорить не учителю, а классу, выражая свое мнение: «Я думаю», «Я хочу добавить...» и т. п. Выражая свое мнение, свое отношение, они проживают свое учение. Такая работа сплачивает коллектив, развивает внимание к окружающим. Ученики приучаются жить и работать не рядом, а вместе. Ошибки, допущенные в заданиях, обязательно анализируются вместе с учителем, который оказывает помощь в поиске правильного ответа. Анализ ошибок, допущенных учащимися, дополняет и пополняет информационный фонд школьников. Эту информацию заучивать не следует. Она дается для общего представления, хотя вся информация, принятая учеником, будет храниться в его «кладовой» памяти и в нужный момент может дать о себе знать. Работа над ошибками - это один из видов косвенного воздействия на ученика. Каждый ученик высказывает свое мнение, не боясь осуждения одноклассников и учителя. Срабатывает эффект доверия.
Помощь учителя заключается не в подсказке (например, опорные схемы, наглядность и т. п.), а в умении ставить вопросы, использовать сравнение, наблюдение и наглядность. Эти приемы позволяют учащимся не узнавать, вспоминая, а осмысливать, группировать, классифицировать, делать выводы, выявлять закономерность. На уроке систематически используются задания на выбор трех уровней сложности (это касается как самостоятельно-проверочных заданий, так и проверочных), а также минимум и максимум. Все должны работать в одинаковых условиях. Если используются индивидуальные карточки, то в них тоже нет указаний на оценку. Ребята учатся делать выбор самостоятельно в пределах своих возможностей.
Таким образом развивается самостоятельность и самоконтроль, снижается, а затем совсем уходит тревожность - бич традиционного обучения. Такой характер учебной работы позволяет выполнить задание не шаблонно по образцу, данному учителем в готовом виде или достигнутому бесконечными типовыми заданиями («жвачка»), а осмысленно. Такая деятельность, при которой не надо бояться ошибиться, можно высказать свое мнение, отношение, выполнить задание на выбор, которое доступно в зоне ближайшего развития, захватывает всю личность, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства - удовлетворение от сделанной работы, повышается мотивация к учебе.
Общая установка этой технологии не давать знания в готовом виде.
Зона интеллектуального развития - это когда учащийся может выполнить задание без помощи педагога.

Использую:
1. Методику успеха:
а) период предварительного успеха - задание чуть труднее обычного;
б) период вынужденного успеха - задание еще труднее;
в) период реального успеха - задание все усложняется, т. е. трудности нарастают, оценки не ставятся, определяется уровень способности.

2. Самостоятельную работу: учащиеся самостоятельно ищут ответ на поставленный вопрос, используя прошлые знания или вспомогательную литературу.

3. Приемы сравнения:
а) сравнения межвидовые, межродовые, внутриродовые;
б) придумать аналогичные задания;
в) самостоятельный поиск объекта (предмета) для сравнения задания;
г) найти в группе предметов лишний.

4. Самоконтроль:
а) найти то место в задании, которое было для тебя самым трудным;
б) найти то место в задании, которое ты еще раз хотел бы проверить. Почему именно так?
в) как осуществлять проверку и почему именно так?

5. Чередование приемов работы:
а) трудного с легким;
б) теории с практикой;
в) эмоционально насыщенного материала (большой объем) с материалом, который требует размышлений;
г) письменной и устной работы;
д) рассказа педагога и самостоятельной работы учащегося;
е) беседы с рассказом;
ж) материала для заучивания наизусть с материалом, который не требует точного воспроизведения.

Наталия ФЕДОТОВА, учитель географии средней школы №30 Костромы, учитель года Костромской области-2013