Чтобы найти педагога
Зачем нужен такой масштабный конкурс, понятно - это возможность взглянуть на учителя не столько как на предметника, сколько как на педагога. Такой мне видится задача состязания. Конечно, во время первого тура оценивается предметный уровень - как конкурсант преподает математику, русский язык, ведет кружок в системе дополнительного образования, насколько качественно директор руководит школой. Форма испытания зависит от номинации. Учителя-мастера, дебютанты, педагоги СПО, воспитатели выступают на методическом совете, дают учебное занятие, импровизационно решают педагогические ситуации. Вожатые и педагоги допобразования представляют свое педагогическое кредо, введение в программу деятельности, защищают программы - деятельности детской общественной программы и дополнительного образования детей. Директора, завучи и другие лидеры в образовании выступают с презентацией, предлагают свои варианты решения педагогических ситуаций.
Однако второй тур - это уникальная ситуация, когда перед Большим жюри и залом, где сидят зрители - болельщики и любопытствующие, выступают победители в номинациях, а значит, представители разных уровней образования региона. Они дают мастер-классы, и хотя каждый рассказывает о своих авторских находках и успехах, все равно, по сути, демонстрируются общепедагогические приемы, которые по идее может адаптировать и взять в свою копилку любой педагог.
Замечу, впрочем, что я описываю идеальную ситуацию. К сожалению, многие учителя имеют самое смутное представление о том, как надо давать мастер-класс, и удмуртские педагоги не исключение. Один конкурсант читал отчет о своей деятельности, прерываемый двумя пятиминутными видеороликами (а хронометраж выступления - 20 минут), другой показал, как сделать своими руками из бумаги поделку... и все. Повторюсь, однако, что такое ошибочное представление трудно критиковать, потому что проистекает оно от незнания. Это очень важный сигнал для Удмуртского ИПК.
Один из лучших мастер-классов этого года показала преподаватель изобразительного искусства коррекционного детского сада Наталья Головкова. Фокус-группе на сцене она предложила прикрыть лицо газовыми платочками и попытаться что-то разглядеть. Именно таким предстает мир перед слабовидящими детьми - острота зрения сокращена до 30% от нормы. Однако прием «Опорные точки», который придумала Наталья Борисовна (рисуя человека, ребенок опирается на крупные точки: лицо, кисти рук, ступни ног, затем добавляет для демонстрации движения круги и овалы), можно использовать и для обучения хорошо видящих детей. Наталья Головкова стала обладателем специального приза «Учительской газеты» - электронной подписки на наше издание.
Примечательно, что победительница конкурса «Педагог года Удмуртии-2014» англичанка Юлия Девятых давала мастер-класс на тему «Умение самопрезентации» и говорила о том, как обеспечить условия для самовыражения учеников, как научить школьников анализировать свои достижения, то есть опять-таки речь шла о вещах общепедагогических...
И конечно, именно педагогов мы увидели во время «Круглого стола образовательных политиков». Задавая вопросы суперфиналистам о том, как они воплощают в жизнь различные стандарты, которые прямо или косвенно коснулись всех образовательных уровней, кроме разве что дополнительного образования, я увидела главную тенденцию: использовать документы преподаватели стремятся, исходя из интересов ученика, студента.

Чтобы дать шанс молодым

Очень яркий мастер-класс был и у победительницы номинации «Педагогический дебют» учительницы английского языка Ксении Удод. Она говорила о типичных ошибках, которые делают люди на публичных выступлениях, и о секретах успешной презентации. Говорила с юмором очень верные для каждого из нас вещи, давала конкретные, мудрые советы. Глядя на юную девушку с крошечным стажем работы, я не уставала удивляться стройности и профессионализму ее выступлений на конкурсе. Не только мастер-класс, но и защита педагогического проекта, и открытый урок у Ксении Львовны прошли на «пять». Глубоким было содержание, естественным общение с детьми, а главное - никакого чтения с листа, чем грешили остальные участницы номинации... Впрочем, все молодые конкурсантки старались от души, ответственно подошли к конкурсу. Считаю, что мне просто повезло попасть в жюри номинации «Педагогический дебют». Я смогла увидеть то самое новое поколение педагогов, которое в ближайшие годы будет определять судьбу российской школы...
Я не стала спрашивать у молодых девушек, зачем они участвуют в конкурсе. И так понятно - попробовать себя в экстремальной конкурсной ситуации выхода к незнакомым ученикам, показать, чему научились за 2-3 года работы в школе, маститым педагогам и получить советы. Время, отведенное для самоанализа и ответов на вопросы после урока, превратилось в этап индивидуального консультирования. Члены жюри подробно разбирали ход урока, содержательную часть, приемы, ошибки и удачи. А учительницы слушали внимательно, тщательно записывали и, казалось, нисколько не огорчались критическим замечаниям, хотя слезы иногда предательски блестели в уголках глаз...
Хорошо, что на конкурсе существует задание «Решение педагогических ситуаций». Воспитатель ижевского детского сада №269 Наталья Ешкеева в первый конкурсный день удивила всех национальным костюмом и удмуртским танцем, во время открытого занятия сумела зажечь у детей интерес к национальной культуре. А во время финального, импровизационного испытания жюри поразила быстрота реакции воспитательницы. Вот какая история ей досталась: «Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает информацию, тексты, песни. Во время праздников, исполняя свою роль, суфлирует роли других персонажей, чем мешает детям проявить себя, нарушает ход праздника. Как вы отреагируете на это?» Наталья Юрьевна тут же предложила несколько вариантов, в том числе такой - сделать активного ребенка помощником режиссера. Перечислив варианты, сама остановилась на лучшем: «Надо сводить детей в настоящий театр, показать, что артисты никому не подсказывают...»

Чтобы встряхнуть школу

Школу я имею в виду вполне конкретную, ижевскую, №97. Это учебное заведение знаменито не только в республике, но и по всей России. Во-первых, своими победами на конкурсе «Лучшие школы России» и в других состязаниях. Во-вторых, инновационными проектами, среди которых мобильные уроки в нашей стране и за рубежом, республиканские эксперименты, дистанционное обучение - по субботам вся школа учится в сети. В-третьих, своими учителями, среди которых участники и лауреаты Всероссийского конкурса «Учитель года России», например, вошедшая в «пятнашку» 2007 года англичанка Юлия Варламова, автор книги по подготовке к ЕГЭ, выпущенной нашим издательским домом... В-четвертых, своим директором Ахтамом Чугалаевым, победителем первого Всероссийского конкурса «Директор школы-2010», членом жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России». Можно продолжать и дальше, о школе легко рассказывать бесконечно...
И вот такой активной школе, где жизнь кипит и не бывает скучно, зачем-то нужно было стать базой для проведения «Педагога года Удмуртии». Конкурс организует несколько партнеров - Министерство образования и науки Удмуртской Республики, Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики, Республиканский профсоюз работников образования и науки. Каждая организация выполняет свой фронт работ, активно участвует в номинационных и Большом жюри. Задача школы - обеспечить кабинетами, техникой, всем необходимым оборудованием участников и жюри, всех радушно принять, организовать конкурсные испытания, накормить конкурсное сообщество, дать место для отдыха. Это очень непросто. А если при этом еще и не прерывается учебный процесс, остается только аплодировать мастерству администрации и педколлектива. Стоит отметить и то, как достойно показали себя ученики на открытых занятиях. Подхватывали идеи, радовались игре, активно отвечали на вопросы.
Может быть, на конкурсные хлопоты администрация школы и пошла ради этого - чтобы у детей была возможность на других учителей посмотреть, себя показать. Опыт общения всегда дорогого стоит. Есть и психологическая причина. Ну не могут отказаться принять на своей площадке конкурс люди, которые не просто окунулись в конкурс «Учитель года России» - «утонули» в нем с головой... Это и вам знакомо, не так ли?

Ижевск, Удмуртская Республика

Суперфиналисты конкурса «Педагог года Удмуртии-2014»

Номинация «Лидер в образовании». Дмитрий Михайлович БЛИНОВ, директор Колесурской средней школы Селтинского района.
Номинация «Педагогический дебют». Ксения Львовна УДОД, учитель английского языка гимназии №14 города Глазова.
Номинация «Вожатый». Татьяна Валерьяновна ГУРЬЯНОВА, педагог-организатор Октябрьской средней школы Завьяловского района.
Номинация «Воспитатель». Наталья Борисовна ГОЛОВКОВА, воспитатель изобразительной деятельности специальной (коррекционной) начальной школы - детского сада №218 города Ижевска.
Номинация «Учитель-мастер». Юлия Андреевна ДЕВЯТЫХ, учитель английского языка Воткинского лицея.
Номинация «Педагог дополнительного образования». Евгения Михайловна ХАМАТОВА, педагог дополнительного образования Дома детского творчества Октябрьского района города Ижевска.
Номинация «Педагог учреждения среднего профессионального образования». Александр Николаевич ЕЛЕСИН, преподаватель физической культуры Сарапульского педагогического колледжа.