Мы живем в огромной и сложной по внутреннему устройству стране. Поэтому формирование общей культуры человека и гражданина страны, живущего как в мегаполисе, так и в небольшом поселке в глубокой провинции, неполно, а значит, ущербно без понимания многообразия культуры страны.
Работа над формированием общей культуры в нашей школе происходит и на уроках, и во внеурочной деятельности. Ярче всего понимание это происходит в так называемых проектных учебных экспедициях, так как именно в них у обучающихся появляется возможность не только воочию увидеть проявления культуры человека и общества, но и перенять способ формирования тех или иных культурных ценностей. Подход к организации проектной экспедиции и некоторые формы урочной деятельности легли в прошлом году в основу десятисерийного фильма «Уроки географии», съемки которого длились целый год, а эфир состоялся осенью 2013 года на телеканалах «Моя планета» и «Россия1». Ведущим проекта стал я сам, а работали в студии и на локациях в командировках мои подопечные - ученики 7-9-х классов.
Созданию сериала предшествовали некоторые события. В мае 2012 года на заседании РГО прозвучал тезис о том, что за 20 лет в России выросло «полтора поколения», не рассматривающие родную страну ни как туристический объект, ни как объект инвестиций. Для привлечения внимания подрастающего поколения и формирования у него положительного образа страны, в которой он живет, было предложено снять специальный просветительский телепроект.
Процесс работы над сериалом послужил для ребят, участвовавших в съемках, инструментом формирования таких элементов общей культуры, как:
- общая культура труда: работа в составе съемочной группы, ответственность за общий результат;
- культура аксиологическая: в поле зрения общечеловеческие ценности;
- культура антропологическая: в поле зрения человек действующий, изучающий, созидающий, творящий, изменяющий разумно или не очень;
- культура информационно-семиотическая.
Помимо этого, в процессе работы над проектом формируется представление о целостности мира, который не делится на учебные предметы. Более благоприятную базу для формирования межпредметных связей, а на их основе общей культуры мышления, предложить сложно. Сами ребята дали высокую оценку результатам своего труда.
Сняв сериал и воплотив в нем некоторые методические фантазии (вроде прямого включения удаленного эксперта), мы поняли, что эти фантазии реализуемы в уроке, то есть, начав с урока, потом выведя его на уровень внеурочного проекта, а затем на уровень просветительского проекта федерального масштаба, мы вернулись к уроку, но на новом технологическом уровне.

Иван КОЛЕЧКИН, учитель географии ДВОК «Пенаты»