​Деньги за год без денег?

- В соответствии со ст. 178 Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утверждено постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 г. №922), далее - Положение, установлено, что расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.
Подпунктом е) пункта 5 Положения определено, что при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, в том числе если работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае если расчетный период работника состоял из времени, исключаемого из расчетного периода в соответствии с пунктом 5 Положения, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период, равный расчетному (пункт 6 Положения).
Право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы педагогическим работникам установлено ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Таким образом, несомненно, длительный отпуск сроком до одного года можно отнести к случаям, когда работник освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, т. е. непосредственно к подп. е) п. 5 Положения. Соответственно учительнице выходное пособие при увольнении в связи с сокращением штата должно рассчитываться за период 12 месяцев, предшествовавших годовому отпуску.

Копить ли накопительную?


- В «Учительской газете» №8 вы сообщили о необходимости в течение 2 лет каждому человеку определиться с тем, куда направить пенсионные страховые взносы. Прошу подробнее рассказать о том, какие преимущества могут быть, если заявить о желании перечислять страховые взносы на накопительную пенсию.

- В конце декабря прошлого года Президент РФ подписал ряд законов, вносящих принципиальные изменения в пенсионное законодательство. Среди них Федеральный закон от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральный закон от 28.12.2013 г. №424-ФЗ «О накопительной пенсии».
По новому законодательству граждане России 1967 года рождения и моложе получили два года (2014-2015) на размышление, чтобы определить свое пенсионное будущее.
В России работодатели платят страховые взносы на пенсию 22% от зарплаты работника. Работник до конца 2015 года имеет право выбора: если он выбирает страховую пенсию, то все 22% будут идти на страховую пенсию, а если решит оформить и накопительную пенсию, то 16% будет поступать на страховую пенсию, а 6% - на накопительную пенсию.
Также человек должен решить, кто будет управлять его накопительной пенсией, правда, это решение он может принять и позже, но в ближайшие два года он должен решить, нужна ли ему в принципе накопительная пенсия.
В упомянутой вами публикации мы постарались разъяснить предложения законодателя, остановившись на том, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством за счет ежегодной индексации. А накопительная пенсия не индексируется государством. Доходность пенсионных накоплений зависит исключительно от результатов их инвестирования, то есть могут быть и убытки. Однако в случае убытков при неудачном инвестировании государство гарантирует выплату всех поступивших страховых взносов на накопительную пенсию. Это значит, что общая сумма уплаченных страховых взносов на накопительную пенсию может стать больше в результате удачного инвестирования этих средств, но она и не может стать меньше в случае неудачного инвестирования.
Каждому человеку придется принимать решение самому. Но можно и прислушаться к мнению экспертов. Многие из них говорят о целесообразности накопительной пенсии, этой же точки зрения придерживается Минфин России и в целом экономический блок Правительства РФ. Потому что средства накопительных пенсий сегодня - это деньги, работающие в экономике. С точки зрения развития государства «вынимать» их из экономики не стоит.
Средства же страховых пенсий - это деньги на выплату пенсий сегодняшних пенсионеров. Ведь в нашей стране по-прежнему работает принцип «солидарности поколений», когда, по сути, нынешние работающие содержат нынешних пенсионеров. В будущем же размер гарантированных пенсий нынешних работающих напрямую также будет зависеть от того, какая трудоспособность будет у будущих поколений и каким образом будет формироваться их пенсия.
Социальный блок правительства, в том числе Минтруд РФ, ратует за страховую пенсию, чтобы было больше денег на выплаты сегодняшним пенсионерам. В противном случае нужно увеличивать трансферт на пенсии со стороны государства.
Если говорить об интересах конкретного человека, то такая структура - страховая и накопительная пенсии - признана во всех развитых странах мира, только во всем мире они называются: государственная и негосударственная пенсии. У нас накопительная пенсия имеет положительные черты негосударственной пенсии: она наследуема, человек сам выбирает, кто ей управляет, и она зависит не от того, сколько ему завтра будут платить последующие поколения, а сколько он сегодня получает, и как эти средства управляются. Поэтому если человек понимает, что нельзя полностью зависеть от того, какая трудоспособность будет у будущих поколений и как будет формироваться их пенсия, то ему стоит выбрать накопительную пенсию.
Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 г. №424-ФЗ «О накопительной пенсии» гражданин может получать накопительную пенсию в трех вариантах. Если общий объем средств по накопительной пенсии будет меньше 5% от страховой пенсии, это в случае, если человек слишком поздно оформил накопительную пенсию и зарплата у него маленькая, то он может ее получить единовременно. Если она больше 5%, то он может получать ее в течение 10 лет, а может получать пожизненно, в таком случае она рассчитывается из срока дожития, сегодня он составляет 19 лет после наступления пенсионного возраста. Если человек проживет дольше этого срока дожития после выхода на пенсию, то пенсию ему тоже будут выплачивать. Если человек решает уменьшить срок выплаты накопительной пенсии до 10 лет, то он величину выплачиваемой пенсии удваивает.
Безусловно одно, сейчас никто не сможет гарантировать, какой из предложенных вариантов в результате принесет больший размер пенсии: страховая с обещанием увеличения пенсионных баллов (символическая величина) за решение отказаться от накопительной пенсии или страховая и накопительная пенсии одновременно с реальным отображением конкретных денежных средств на счету (в накопительной пенсии).
При этом надо отметить, что 6% страховых взносов, отведенные на накопительную пенсию, могут быть не меньше, чем страховая пенсия, если они наращиваются при правильном управлении. Здесь все зависит от того, сколько человек сам заработает денег и насколько грамотно эти средства будут управляться. А страховая пенсия зависит от государства, какую цену оно даст пенсионным баллам, как будет развиваться экономика.
Учителя могут доверить управление своей накопительной пенсией, например, Негосударственному пенсионному фонду «Образование и наука», который создан в 1994 году, является некоммерческой организацией социального обеспечения работников сферы образования и науки, а также их семей. Фонд осуществляет работу по трем основным направлениям:
- негосударственное пенсионное обеспечение (формирование дополнительной негосударственной пенсии);
- обязательное пенсионное страхование (управление накопительной частью пенсии);
- государственная программа софинансирования пенсии.
Негосударственный пенсионный фонд «Образование и наука» создан Профсоюзом работников народного образования и науки РФ при поддержке Министерства образования и науки РФ. Фонд возглавляют руководители Министерства образования и науки РФ, Профсоюза и Комитета Госдумы по образованию.
Стоит обратить внимание на то, что сейчас государством созданы более сложные условия для реализации права выбора гражданами формы своего пенсионного обеспечения. Раньше человеку было достаточно, если он хотел перевести накопительную часть пенсии в какой-нибудь негосударственный пенсионный фонд, обратиться в него с соответствующим заявлением, а НПФ всю остальную работу по оформлению делал сам. А сейчас из-за отсутствия проработки этого вопроса или из-за перестраховки, что скорее всего, государство ухудшило возможность реализации этого права. Человек теперь лично должен обратиться в свое территориальное отделение Пенсионного фонда России (ПФР) с заявлением. Во-вторых, он может обратиться к нотариусу для заверения своей подписи, а дальше агент того фонда, в который человек собирается вступать, имеет возможность передать это заявление в ПФР. А третья возможность вступления в НПФ, которая предусмотрена в законодательстве, - через электронные формы - не может быть сегодня реализована, потому что для этого не созданы условия. Если раньше в законодательстве была норма, что это можно делать через портал Государственных услуг, то теперешний закон эту норму отменил. Но через какой портал действовать, в законодательстве не указано.
В этой связи НПФ «Образование и наука» заключает соглашения на местах с ПФР или договаривается с нотариусами, чтобы они выезжали в те места, где людям удобнее заниматься оформлением накопительной пенсии.
Средняя доходность НПФ «Образование и наука» суммарно за последние несколько лет почти в два раза выше средней доходности Внешэкономбанка. Эти данные есть в Интернете. В среднем НПФ «Образование и наука» показывает результаты не просто с положительной доходностью, а с доходностью, превышающей инфляцию.

Астрономический час

- Я работаю учителем в школе детского санатория. Урок длится 35 минут, и 10 минут перемена. Администрация считает, что мы не вырабатываем норму рабочего времени и должны отрабатывать астрономический час. Правомерно ли такое требование?

- Пунктом 2.2. Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (утверждено приказом Минобрнауки РФ от 27.03.2006 г. №69) установлено, что нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) (далее - учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся, в том числе «динамический час» для обучающихся 1-го класса. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.
Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.
При проведении спаренных учебных занятий неустановленные перерывы могут суммироваться и использоваться для выполнения другой педагогической работы в порядке, предусмотренном правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.
Сокращение продолжительности уроков для учащихся не влечет за собой сокращения продолжительности рабочего времени учителя. Количество занятий, установленных за ставку, остается без изменения.
Так, если учителю определена учебная нагрузка 18 часов в неделю, то он проводит 18 занятий по 35, 40 или 45 минут, а остальное время падает на перемены с активным отдыхом учащихся или используется по усмотрению администрации на организационную, методическую и другую работу.