Миф первый: хорошее дорого стоит
Благодаря Новгородской областной филармонии в жизнь самых маленьких слушателей классическая музыка входит органично - вместе со сказками. Например, абонемент 2014 года «Сказочное страноведение» обещает детям четыре представления, созданных музыкальным театром «Менестрель»: «Сеньора Сосиска» о веселых приключениях в сказочной Италии под музыку композиторов Вивальди, Россини, Ди Капуа, «Цветные сказки» на музыку Жоржа Бизе и Лео Делиба, «Маленькая снежная фея» на музыку норвежского композитора Эдварда Грига и «Золотой Лотос» - на темы арабских, китайских и японских сказок под музыку и ритмы стран Востока.
Чтобы посетить все спектакли, включенные в этот абонемент, нужно заплатить всего... 500 рублей.
А теперь сравним цены - и ценность - детских развлечений!
За просмотр фильма в формате 3D в кинотеатрах Великого Новгорода нужно отдать 350 рублей. Билет в цирк стоит минимум 400 рублей. В 150 рублей обойдется фото малыша с мартышкой в передвижном зверинце.
Очевидно, что нехитрые массовые развлечения стоят гораздо дороже. Так что нежелание части родителей приобщать детей к подлинной культуре зависит вовсе не от финансов.
Филармония дает весомые скидки студентам, пенсионерам, школьникам. А если школа участвует в городском проекте «Культурная тропинка», то ее ученики могут приобретать билеты либо по совсем символическим ценам, либо и вовсе приходить бесплатно.

Миф второй: музыка интересна лишь увлеченным
Вот что говорят педагоги новгородских школ, которые регулярно водят школьников подопечных классов в филармонию.

Ольга СВОБОДНАЯ, учитель математики, классный руководитель 9-го класса гимназии «Квант»:
- В Новгородский театр драмы мы обычно ходим по рекомендации учителей литературы - смотрим спектакли по произведениям, которые ребята изучают на уроках. Многие наши дети параллельно занимаются и в музыкальных школах, они умеют слушать и понимать серьезную музыку, поэтому в филармонии мы с ними тоже бываем. К нам часто присоединяются и те, кто отдельно музыке не учится. Понимают, наверное, внутренне, что это одна из возможностей серьезного внутреннего роста. Конечно, неподготовленному слушателю не всегда все понятно с первого раза, но после концертов мы обязательно устраиваем в классе обсуждение, дети высказывают свое мнение.
Педагогу важно научить ребят правильно вести себя в учреждении культуры. Мы оговариваем заранее, что филармония - это не кинотеатр, здесь даже одеваться нужно соответственно. Пока еще не все наши девочки приходят на концерт в нарядных туфлях, но многие приносят артистам цветы. И это замечательно!

Татьяна НЕМЧИКОВА, учитель начальных классов школы №23:
- Я начинаю водить своих учеников в филармонию и в театры с 1-го класса. Потому что тут чем раньше, тем лучше. И польза несомненная! Во-первых, дети учатся вести себя вне стен школы, на публике, правильно реагировать на происходящее на сцене. У меня однажды в первом классе был случай, когда дети, впервые оказавшиеся в театре, приняли спектакль за чистую монету. Им не понравились отрицательные герои, и ребята начали возмущаться и требовать, чтобы те ушли.
Потом мы обязательно обсуждаем в классе то, что видели на сцене. Дети - народ живой, эмоции через край. Они уже в гардеробе после просмотра начинают высказывать свое мнение. Говорят, например, чье исполнение им больше понравилось, делают замечания по сюжету. Недавно после спектакля «Снегурушка» мои малыши-второклассники самостоятельно сделали вывод, что это авторское произведение, а не народное.
Между походом в театр или на концерт и уроком литературы связь несомненна. И там и тут мы, читатели, зрители, слушатели, учимся раскодировать некий шифр, заложенный в произведение автором.
Со слов детей знаю, что некоторых ребят водили в филармонию еще в детском саду. И эти ученики заметно отличаются в своем развитии. Когда мы всем классом ходили в филармонию на концерт «В волшебном мире Гарри Поттера», я видела в зале мамочек, у которых на руках сидели 3-4-летние малыши. И это прекрасно!
К сожалению, подобные походы сейчас - личная инициатива классного руководителя. А ведь у нас, учителей начальных классов, есть прекрасная возможность организовать целую систему таких мероприятий в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. В новых ФГОС во внеурочной деятельности на дополнительное развитие ребенка отводится 10 часов в неделю. Это расширяет возможности для сотрудничества школ с музеями, театрами и филармонией.
Людмила ФЕДОРОВА, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 7-го «А» школы №23:
- Даже в 5-м классе приводить детей в филармонию впервые уже поздно. Нужно начинать раньше! Помню, когда мои пятиклассники впервые оказались на концерте, их поразила красота старинного здания филармонии, даже на огромную люстру в зале они смотрели с изумлением. Культпоходы все-таки должны начинаться в самом раннем возрасте, вместе с родителями. А потом эту эстафету можно плавно передавать учителям.
Культпоход всем классом воодушевляет даже тех детей, кто поначалу не очень хотел идти на концерт. Потом это и вовсе входит в привычку. Когда-то неподготовленные дети со временем начинают с удовольствием слушать классическую музыку и даже разбираться в ней. Интересный факт - кто-то из учеников вначале даже не понимал, что мы не в кинотеатре, сюда нельзя приходить с сухариками, попкорном... Я рада, что теперь они знают, как нужно себя вести. Хочу особо похвалить наших родителей: большинство эти культпоходы поддерживает.

Миф третий: классика - музыка взрослых

Любопытное интервью на эту тему мне удалось взять у Ильи Васильева - солиста, приезжавшего вместе с джазовым оркестром имени Олега Лундстрема в Великий Новгород. Илья - русский по происхождению, живет в Америке, является восходящей звездой мирового джаза. Факты сами по себе любопытные, но прибавим к ним еще один. Илье Васильеву всего 19 лет. А серьезную музыкальную карьеру он начал, записав первый сольный альбом, в 16 лет.
- Я думаю, что интерес к классической музыке должен возрождаться у молодого поколения через родителей, - считает Илья Васильев. - Нужно слушать советы старших. Не всегда молодые люди на это способны. А потом, в зрелости, жалеют об этом.
Выступление Ильи Васильева в Великом Новгороде запомнилось всем. Это было настоящее шоу, мастерское, харизматичное, талантливое, причем без лишних спецэффектов - они этому артисту просто не нужны. Молодость Ильи дала ему возможность увидеть перспективы исполнения классической музыки по-новому. И, возможно, коллектив суперпрофессионалов оркестра имени Олега Лундстрема именно благодаря Илье Васильеву приобретет новых поклонников из числа тинейджеров и молодежи. Я лично очень на это надеюсь.

Комментарий

Анатолий ОСИПОВ, руководитель Департамента образования, науки и молодежной политики Новгородской области:
- Побуждать школы и родителей покупать абонементы в филармонию, конечно, стоит. Если мы хотим, чтобы дети научились слушать и воспринимать классическую музыку, приобщались к культуре, нужно подумать, как это сделать.
Я вижу перспективы во взаимодействии филармонии и образовательного учреждения на уровне выхода за границы школьной программы. Допустим, проходят дети в школе литературное произведение или изучают определенный исторический отрезок времени и соответствующую музыку слушают в филармонии. Такие согласованные программы можно разрабатывать в рамках межведомственного взаимодействия. Кроме того, считаю, что к этой деятельности обязательно нужно привлекать семьи учащихся. Поход в театр или в филармонию должен стать радостным событием для всей семьи, а не просто очередным школьным мероприятием.
Возможности бюджетов никак не должны влиять на приобщение учащихся к отечественной культуре. Образовательные учреждения Новгородской области уже давно заключают договоры с различными организациями, в числе которых библиотеки, музеи, дома культуры. Определяющим фактором в этой деятельности, на мой взгляд, будет грамотно организованная работа в рамках социального партнерства.
Чем моложе зритель, тем лучше.

Великий Новгород