Моя работа в качестве эксперта конкурса уже тоже традиция. Получая очередные конкурсные материалы, я испытываю чувство нетерпеливого ожидания - что там, что там?  На какое-то время погружаюсь в работы, как ловец жемчуга, в поисках блестящей идеи и новых находок. И почти сразу наталкиваюсь на годами непреодолимое препятствие - затруднения учителей в постановке целей и задач урока. Как методисту мне приходится сталкиваться с этой проблемой не только в виртуальной, но и в реальной практике. Приносит учитель свой вариант разработки урока и открывает сценарий на странице, где написано «Ход урока». Прошу его показать предыдущую страницу, где указаны тема, класс и цели урока. «Да ладно, - говорит учитель,  - это потом, давайте скорее посмотрим, как я продумал сам ход урока». А мне непонятно - зачем он идет на урок, какой смысл в его задумках, что хочет он видеть в результате. Эти же вопросы встают передо мной, когда я начинаю свое знакомство с конкурсными материалами.
Следует заметить, что хоть и в небольшой степени, но ветер перемен все-таки коснулся умения учителей осознавать смысл своей деятельности. Много лет, видя отдельные интересные находки, приходилось констатировать, что без конкретной цели эти задумки не срабатывают. Давайте посмотрим, что изменилось, а что не получилось в нынешнем году.
Как вы думаете, какая из следующих формулировок цели урока более конкретная: «Сформировать представление учащихся о мюзикле как жанре музыкально-литературного искусства», или «Создание условий для формирования представления у обучающихся об особенностях музыкальной формы рондо», или «Ознакомиться с характерными особенностями импрессионизма»? Какая из этих целей срабатывает на результат? Какая предполагает не простое накопление школьниками информации, а приобретение и использование полученного знания? Если вы затрудняетесь с выбором, тогда вас не смутят и такие поставленные задачи:
-  углубить знания учащихся о различных жанрах;
- продолжать эстетическое воспитание на  примере…;
- формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке;
- воспитывать музыкальный вкус;
- развивать коммуникативные творческие способности обучающихся и т. д.
«Красиво», - скажете вы. Не спорю. Но каждая цель должна к концу урока по мере возможности быть достигнута, а каждая задача решена. Может ли учитель за один конкретный урок воспитать у учащихся музыкальный вкус? Эта задача не одного урока, ее ставит учитель на весь курс обучения. Проблема целеполагания необычайно важна и остра, как бы ни казалось учителю, что это ненужные, формальные требования со стороны завучей, методистов, да еще и экспертов.
Еще одна проблема - это полная ответственность учителя за свои действия на уроке. А как же без этого? Да, только, по мнению наших авторов, эта ответственность заключается в том, что он все делает сам. Какой молодец - и сценарий разработал, и презентацию днями-ночами создавал, и рассказал, и показал, и вывод сделал. Например: «Импрессионизм не может не нравиться!» Но к выводу «нравится - не нравится»  должны прийти сами ученики… Основную информацию на уроке дети получают от учителя, выполняют задания, которые придумал учитель, а на этапе рефлексии им почему-то необходимо продолжить такие фразы, как: «я добился..., у меня получилось..., я попробую...» Но заданий, которые помогли бы учащимся продолжить эти фразы, на уроке нет.
Уроки насыщены информацией различного характера. Ощущается, что учителям достаточно непросто отобрать необходимый материал. Так, например, подготовленный заранее ученик рассказывает подробную биографию художника, но ни слова на уроке музыки не говорится о композиторе; форма рондо и ее составляющие становятся самоцелью, предметом для запоминания, но уходит значение и смысл применения данной формы как в музыке, так и в жизни. Приходится говорить и о том, что собственно музыкальная деятельность школьников на уроке незначительна. Внешне вроде бы дети активны: они отвечают на вопросы учителя, рисуют, оформляют класс, иногда подразумевается, что поют, видимо, заранее выученную песню, но самого процесса познания музыкальных произведений, к сожалению, не происходит.
Зато фантазии у педагогов много. То установят в начале урока декорации в виде свалки мусора, чтобы детям было легче представить себя на представлении мюзикла, причем предметы для свалки должны принести ученики. То половина классного кабинета превращается в морское побережье с пляжными зонтиками, коврами, пальмами и муляжами фруктов. Я не против фантазии. Но такой, которая была бы уместна либо на уроке, либо на внеурочном мероприятии. Такой, что не уводит от сути предмета. Вернемся еще раз к домашнему заданию по музыке. Фантазия учителей здесь тоже проявляется в полной мере. Например, второклассникам предлагается дома написать эссе на тему «Рондо». Как вам задание? А каково родителям, ведь ясно, что эссе второклассники сами не напишут.
Что изменилось за последние годы, так это оснащение урока музыки современными техническими, а точнее, компьютерными средствами. Презентации к урокам стали более качественными по дизайну, информативными и интерактивными. Учитывается время работы с презентацией на уроке, рассчитаны объемы представленного материала. Среди конкурсных работ есть материалы, которые могут быть использованы учителями музыки в контексте уроков разного типа. Хочу посоветовать разработчикам компьютерных презентаций давать в аннотациях к компьютерным материалам более информативный методический комментарий.
И еще одно пожелание будущим участникам конкурса: друзья, прежде чем прислать свои материалы на следующий конкурс, ознакомьтесь, пожалуйста, со статьями экспертов предыдущего конкурса. Это поможет вам избежать многих ошибок и недочетов, задуматься над проблемами, которые возникли у ваших предшественников, и тогда участие в конкурсе принесет немалую пользу, а возможно, и победу.

​Елена СИДОРОВА, учитель музыки, лауреат конкурса «Учитель года России-1995», эксперт «Учительской газеты»