Теория учебной деятельности любого предмета, будь то математика, русский язык, изобразительное искусство или окружающий мир, предполагает решение учениками системы учебных задач. Это означает, что решение первой учебной задачи приводит к постановке следующей и ее решению и так далее. При этом учебная задача - это не любое задание, которое дети выполняют на уроке. Учебная задача означает только такую задачу, решая которую дети открывают наиболее общий способ действия для целого класса задач.
Постановка учебной задачи может занять по времени несколько занятий, а может - несколько минут. Поэтому сложно спланировать такой урок  в привычных временных рамках. Учителю нужно быть готовым к любому развитию ситуации, готовым к тому, что учебная задача может оказаться понятной ученику либо требовать для своего решения большего количества предметных действий, чем запланировано.
Основная задача учителя на уроке постановки учебной задачи состоит в том, чтобы детям стало очевидно несовершенство того способа действий, которым они овладели.
Например, на данном уроке окружающего мира дети сталкиваются с нестандартным набором условий для строительства Санкт-Петербурга: болотистая местность, отсутствие строительного материала, частые наводнения, зыбкие берега Невы. В этом случае приходится изобретать способы укрепления берегов, добычи камня, защиты от наводнений. Впоследствии при создании своего проекта города ученики используют эти приемы, а при сравнении с реалиями убеждаются в их эффективности.
В рамках метапредметной категории «знание - незнание» создается ситуация, когда детям надо отделить свое знание от неизвестного и определить способы его познания. Например, если детям сложно описать климатические особенности местности в устье Невы в 1702 году, а скорее всего это задание вызовет затруднение, то можно вместе с ребятам найти варианты пути к знанию (спросить у учителя, почитать в энциклопедии, посмотреть в Интернете, изучить географический атлас). Ученикам были предложены несколько площадок  для поиска знания: галерея художественных работ времен XVII-XVIII веков, стихотворная площадка (для работы с текстом) и экспериментальная, предназначенная для  воссоздания реальных условий строительства города на Неве.
Цель: создание условий для исследования природных  особенностей места, предназначенного для строительства Санкт-Петербурга и выражения их в проекте города.
Задачи:
- формировать умения:
1)  ориентироваться в доступных исторических и географических понятиях (царь, император, Европа, столица, граница, территория государств, Швеция, Россия, морская держава, архитектурные памятники);
2) выделять существенные и несущественные признаки объекта (природные особенности территории);
3) устанавливать причинно-следственную связь между условиями и способами строительства;
4) работать с картой (планом) и корректировать ее;
5) работать с текстом: понять и выделить главное, соотнести со схемой;
6) работать в группе и представлять ее работу;
7) работать по инструкции;
- создать условия для проектирования города с разных точек зрения (полифокусное видение объекта - метапредмет «Знание»);
- воспитывать художественный вкус, ознакомить с произведениями архитектуры и  зодчества.
Планируемый результат: каждый ребенок участвует в создании проекта города на Неве.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Тип урока: урок-проект (урок постановки учебной задачи).
Структура урока
1. Была выстроена учебная ситуация: царь, приверженец Европы - выхода к морю нет - проблема, выход в море есть - нет условий для строительства - проблема.
2. Был выделен и зафиксирован операционный состав освоенного действия (строительство - камень, хорошая почва, сухо, на воде, тихо). Но… болота, песок, наводнения, враги, ветер, везде вода.
3. Средства организации учебного сотрудничества - работа в группах по освоению нового способа (нет почвы, нет камня, наводнения и т. д.).
4. Организованы предметные действия школьников («думание руками») по исследованию условий строительства и  проектированию города.
5. Средства ИКТ помогают школьникам осознать, почему внешне похожая задача теперь не решается, способ не срабатывает.
6. Дети фиксируют в графической и знаковой формах план города.
7. Дети ведут учебную дискуссию в малых группах и на уровне класса.
8. На доске зафиксирована учебная задача.
Методы: дедуктивный (от общего к частному), проблемный.
План  урока
1. Учитель: Сегодня на уроке окружающего мира я вам задам несколько исторических загадок. Попробуйте их разгадать…
2. Учитель: Мы много говорили о Петре I. Сейчас я попрошу вас только одним словом охарактеризовать его.
Дети или учитель записывают слова, характеризующие Петра I, - царь, воин, строитель, образованный человек, христианин, приверженец Европы и т. д.
3. Учитель: Итак, Петр I пришел к власти в конце XVII века, получил во владение огромную территорию России. Вот первая загадка: почему одним из первых военных походов Петра I был поход на Нарву?
Ученики: Нужен был выход в Балтийское море. На карте два места, где он ближе всего, - Нарва и Нотебург.
Учитель: Как выйти к морю?
Ученики: Отвоевать.
Учитель: На Нарве он потерпел поражение, остался Нотебург (крепость Орешек), это сражение Петр I выиграл и захватил важнейшую территорию - место впадения реки Невы в Балтийское море. Решил заложить здесь город.
4. Учитель: Давайте отметим плюсы и минусы этой территории.
Ученики: Мы пока не знаем.
Учитель: Что вам необходимо для того, чтобы узнать?
Ученики: Рассказать, показать, посмотреть, попробовать, спросить.
Учитель: Я вам предлагаю на выбор три площадки для исследования: экспериментальную,  литературную и художественную. В ходе исследования выписывайте на доске условия для  строительства города, которые найдете. Укажите их плюсы и минусы.
Ребята работают на трех площадках.
Условия: выход в море, болота, ветер, наводнения, зыбкая почва, нет камня, могут напасть, непонятно, как передвигаться.
Вторая загадка: как строить в таких условиях?
5. Учитель: Вернемся к модели  знаний о Петре I. Если посмотреть на город глазами Петра I с точки зрения строителя, воина, христианина и т. д., что можно предпринять для строительства в таких условиях?
6. Работа в группах.
Инструкция
1. Вытянуть карточку, на которой написано: «Строитель», «Воин» или «Христианин и образованный человек». Эту точку зрения и предстоит защищать группе.
2. Используя материал (тексты - см. приложение 1, маркеры, учебник, результаты работы трех площадок), нарисовать на маленьком плане объекты.
3. Подготовить аргументы.
4. В ходе ответа прикрепить на большую карту объекты.
Объекты: модели кораблей, храмов, мостов, академий, крепостей и т. п.
7. Обсуждение в группах.
Взгляд строителя (мосты, дамбы, разводные мосты, набережные, камень).
Взгляд воина (крепости, корабли).
Взгляд христианина и образованного человека (храмы, академии, музеи, дворцы).
Ученики: Строитель - где взять камень, как осушить болото, как проплывать кораблям?
Воин - крепость на важном острове.
Христианин - стиль европейский, как быть со столицей?
Учитель: У нас получился план-карта города. Добавим сюда современные фотографии - это наш Санкт-Петербург.
8. Учитель: Третья загадка таится в каждом здании города на Неве. Я дарю вам открытки с изображениями знаменитых сооружений  и памятников Санкт-Петербурга, а вы  загадайте загадки про них своим одноклассникам.

Приложение 1
Тексты для работы в группах
Петр-воин
Строительство города-крепости Кронштадт для защиты устья Невы началось в 1703 году.  Уже через месяц эскадра шведских кораблей пыталась прорваться мимо Кронштадта, но безуспешно.
Петропавловская крепость - первая крепость в Санкт-Петербурге, заложена на Заячьем острове.
Крепость Адмиралтейства - комплекс построек на другом берегу реки.

Петр-строитель
Строительство города в низком болотистом месте потребовало сооружения каналов и прудов для осушения. Вынутая земля использовалась для повышения поверхности. В XIX веке было 100 островов, 48 рек и каналов. Сейчас число островов  -  42, мостов около 800.
Санкт-Петербург  расположен на высотах 1-3 м над уровнем моря. Это создает опасность наводнений, связанных с ветровым нагоном вод в восточной части Финского залива.
С каждого въезжавшего в город воза брался «каменный налог»: надо было привезти с собой определенное количество камня или же заплатить специальный сбор.
Петр-христианин,  образованный человек
Санкт-Петербург - город Святого Петра (одного из учеников Иисуса Христа).
Первый храм (Петропавловский собор) заложен в Петропавловской крепости на Заячьем острове в 1703 году.
C 1701 года были созданы инженерная школа и морская академия в Петербурге, Российская академия наук.

Приложение 2
Стихи для работы на литературной площадке

Остановив в болотной топи
Коня неистового скок,
Он повернул лицом к Европе
Русь, что смотрела на Восток.
Валерий Брюсов.  «Петербург»

По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел…
А.С.Пушкин.  «Медный всадник»

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный
вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.
А.С.Пушкин. «Медный всадник»

Тучи, как волосы, встали дыбом
Над дымной, бледной Невой.
Кто ты? О, кто ты? Кто бы ты
ни был,
Город - вымысел твой.
Борис Пастернак. «Петербург»

​Надежда КНЯЗЕВА, учитель начальных классов средней школы №137 города Красноярска, учитель года Красноярского края-2013