Объективная сложность такой формы выпускных экзаменов для учащихся национальных школ, особенно расположенных в сельских горных районах, состоит в том, что учащиеся если и могут претендовать на положительный результат при выполнении части А, то не настолько хорошего результата приходится, как показывает практика, ожидать при выполнении частей В и С. Связано это и со слабой языковой компетенцией учащихся национальных школ, и с отсутствием русской языковой среды, в которой дети могли бы не только практически использовать изучаемый язык, но и думать, рассуждать на нем.
Нельзя с уверенностью утверждать, что хорошее знание языка и умение им оперировать - это ключ к успешной сдаче экзамена. Можно прекрасно владеть разговорным русским языком и не уметь писать на нем. Но хорошее владение русским языком - это основа, на которую опирается учитель в работе с учащимися.
К сожалению, не все в руках учителя, и часто ему приходится расплачиваться за грехи предыдущих этапов обучения школьника. Во многом все последующие проблемы с усвоением языка связаны с дошкольными образовательными учреждениями, откуда ребенок приходит в школу со словарным запасом не более 50-60 слов. В начальной школе этот запас слов обрастает еще максимум 80-100 словами в каждом классе. В итоге в 5-й класс приходят, как правило, ученики с крайне неудовлетворительным знанием языка, с массой письменных и устных фонетических и орфоэпических, речевых и грамматических ошибок.
Во-первых, нужна целенаправленная и системная работа по развитию речи. Обогащение словарного запаса учащихся с помощью словарей - одна из ведущих задач учителя русского языка в национальной школе. Словарная работа и уроки по развитию речи - составная часть деятельности любого учителя русского языка и литературы как в русской, так и в национальной школе. Правильная и системная постановка этой работы имеет огромное значение в национальной школе не только при подготовке учащихся к ЕГЭ, но и на протяжении всего периода обучения в школе.
Поэтому я рекомендую 5-7 минут в начале каждого урока (исключая контрольные уроки и уроки развития речи) отводить непосредственно работе со словами, фразеологизмами, различными словарями. Учащиеся должны пробовать объяснять значения слов и фразеологизмов, правильное правописание, произношение слов, их строение (образование).
Полезно предлагать ученикам вот такое задание: найти в словаре значение слова (толковый словарь), правописание (орфографический), произношение (орфоэпический), значение любого фразеологизма (фразеологический) и другие. В моем кабинете достаточно словарей на каждого ученика. В начале урока ребята берут их из шкафа.
Нужно добиваться, чтобы непонятные и неизвестные слова переходили из пассивного в активный запас. А это необходимое условие и ключ к успеху не только при выполнении лексического блока ЕГЭ, но и заданий частей В и С.
Мне хочется обратить внимание преподавателей и родителей на те основные проблемы, которые мешают получить желаемый результат на ЕГЭ. Многие ученики недооценивают тот факт, что к ГИА и ЕГЭ по русскому языку надо готовиться целенаправленно с 5-го класса, так как это экзамен в особой форме.
Во-вторых, существует огромная пропасть между знанием правил и умением их применять, у многих школьников отсутствуют навыки тестирования.
В-третьих, на экзамене некоторые неверно понимают формулировки вопросов к заданиям ЕГЭ.
Например, по невнимательности вместо слов с одним Н указывают слова с НН.
Рассмотрим задание А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
В натопле(1)ой комнате на деревя(2)ом полу стояла детская ва(3)а, а рядом с ней был виден глиня(4)ый кувшин.
1)    1, 2;     3) 2, 3;
2)    4;         4) 1, 2, 3, 4.
Ответ - 2. Только слово глиняный пишется с одной буквой Н (суффикс -ян-), остальные слова имеют две буквы Н. Прилагательное деревянный - исключение, остальные слова подчиняются орфографическим правилам. Выполняя при подготовке к экзаменам подобные задания, нужно не только вспомнить правила, но и проверить себя по школьному орфографическому словарю. Это материал 6-7-х классов.
Как видим, в одном вопросе затрагивается несколько правил правописания: прилагательных, причастий, существительных с удвоенными согласными. Учителю следует постоянно задавать вопрос: почему Н, почему НН? Усвоить орфограммы, закрепить примерами еще тогда, когда ребята изучают их в 6-7-х классах. Ведь первая часть ЕГЭ (задания А1 - А30) проверяет усвоение выпускниками учебного материала на базовом уровне сложности (материал 5-8-х классов). Тут ученики выбирают правильный ответ из четырех предложенных.
Если учитель на каждом уроке будет требовать самостоятельного выполнения тестов по изучаемой теме, засекая время на выполнение одного задания и всего теста, то легко можно отработать навыки тестирования.
Учащимся необходимо предлагать и давать возможность самим составлять подобные тесты, и тогда они будут более отчетливо представлять, что требуется от них при выполнении каждого отдельного тестового задания. Научить засекать время, сколько ушло на задания А1 - А30, на задания В1 - В8.
Очень важно, чтобы ученик проанализировал причины потери времени, вспомнил, какое задание отняло у него много времени и какое правило ему надо повторить. Выпускникам важно, чтобы осталось больше времени на задание С. Тогда они смогут аккуратно и разборчиво написать сочинение.
Для того чтобы достичь нужного результата, педагогу и родителю нужно определить уровень знаний каждого ученика и наблюдать за ростом результатов в процессе подготовки ЕГЭ и ГИА, выявить пробелы в знаниях, провести работу над ошибками.
В-четвертых, необходимо постоянно работать с карточками на трудные орфограммы. Это помогает закрепить навык правильного написания слов. На каждом уроке обращаю внимание на два предложения: «Учись думать!» и «Думай сам!», которые стали эпиграфом моих уроков, и тут же даю задание найти безударную гласную в корне и проверить. Обычно получается 3-5 заданий по изученной теме на 5-10 минут.
В-пятых, используйте при подготовке такой прием, как работа с опорными схемами, конспектами. Опорный конспект - это не переписанный бисерным почерком фрагмент учебника, это всегда схема материала. Разработайте вместе с учениками систему условных обозначений и не жалейте времени на оформление конспекта, опорных схем трудных тем.
Я начинаю такую работу с учениками 6-го класса. Количество этих карточек-схем увеличивается с каждым годом. Старшеклассники хорошо усваивают содержание материала через такую простую и приятную для них деятельность. При подготовке к экзамену ученику не приходится листать учебники, чтобы повторить нужный материал. При такой подготовке, уверяю вас, выпускники сдадут экзамен без чужой помощи.
 Для стимулирования учащихся в 2007 году я учредила ежегодную именную премию учащимся, которые занимают призовые места по русскому языку и литературе на муниципальных и республиканских олимпиадах и конкурсах. Премию вручаю им на празднике Последнего звонка. Я очень рада, что количество лауреатов моей премии с каждым годом увеличивается в школе.
Где труд - там успех! Всем учителям и родителям я желаю здоровья и творческих успехов в деле воспитания подрастающего поколения.

​Казбат ГАМЗАЛОВА, учитель русского языка и литературы Кегерской средней школы им. С.М.Магомедова, ветеран труда, заслуженный учитель Республики Дагестан, с. Кегер, Гунибский район, Республика Дагестан