Надо ли это событие активно обсуждать на школьных уроках? Надо!
На истории - обо всех перипетиях крымской судьбы? На литературе - о судьбе русского языка, о его значении вообще и его носителях в частности, где бы они ни жили? На обществознании - о законах, демократии и их многочисленных подменах? На ОБЖ - об условиях безопасности как отдельной личности, так и целого народа? На экономике - о разрушительном действии «торговых войн» для всех сторон конфликта? На классных часах, на переменах, ВКонтакте и даже молча - невозмутимой уверенностью перед все новыми сообщениями в прессе?
Не было события за двадцать три года новоиспеченной России, которое так сплотило россиян, как возврат Крыма. Национальная гордость, униженная потерей империи, проигрышем в холодной войне, лаем и укусами со стороны отошедших окраин, ролью ученика в рыночной экономике и «табуреткой» среди семи кресел в G-8, наконец-то нашла повод воспрянуть духом. И пусть нытики и маловеры, не вылезая из чеховского футляра, рисуют мрачную перспективу нашему с Крымом будущему, и даже пусть они окажутся отчасти правы, у нас нет выбора. Любой другой - проявление слабости. А большие страны за свою слабость расплачиваются слишком высокой ценой.
В чем сила, брат? В правде! А сила педагогики - использовать все, что творится вокруг нарождающейся личности, для ее формирования, в том числе для ее национального самоопределения, сфокусировав народные чаяния в простых доступных словах, без ура-патриотизма, но с гордостью за причастность к тому, что происходит с твоей Отчизной. Властям это, именно это, неподвластно. Чиновники могут собрать митинг в поддержку Крыма, но вложить в детей настоящие эмоции, чувства, убеждения способен лишь учитель. И пусть в его роли может быть любой человек: родитель, сосед, попутчик в автобусе, прохожий в парке, - я в первую очередь обращаюсь к вам, школьным педагогам, друзьям, единоверцам. Крым - урок для всех. И он только начинается.

От редакции


Публикуя мнение учителя Евгения Вирячева на последние политические события, связанные с Украиной, еще раз напоминаем читателям наш главный принцип. «Учительская газета» предоставляет возможность высказывать авторам свою собственную точку зрения на те или иные события, на тот или иной вопрос. Дискуссии по самым острым проблемам на страницах нашего издания стали привычным явлением. И вовсе не обязательно, что мнение каждого автора совпадает с мнением редакции.

Евгений ВИРЯЧЕВ, преподаватель ОБЖ школы №18, лауреат конкурса «Учитель года России-2007», Вологда