- Василий Тимофеевич, с какой целью создан проект «Школа личностного роста»?
- Мы разработали этот проект для реализации главной, на наш взгляд, миссии школы - создания условий для развития творческих способностей каждого из нас как главного средства самореализации и достижения жизненного успеха. Также мы стараемся построить на базе нашей школы инновационную образовательную модель, которая способствовала бы эффективной реализации ФГОС нового поколения.
Проект разработан командой педагогов в составе двух моих заместителей - Ирины Николаевны Бреусовой и Ивана Николаевича Чайки, а также руководителей различных методобъединений: учителя математики Светланы Николаевны Шевцовой, учителя физики Ольги Васильевны Шестопаловой, учителя русского языка и литературы Инны Александровны Сердюковой и учителя биологии и химии Марины Петровны Чайки.
Актуальность нашего проекта обусловлена современными тенденциями в обществе, связанными с инновационным развитием и модернизацией всей российской школы. В эпоху быстрой смены технологий на первый план выходит необходимость стандартизации знаний и создание принципиально новой системы непрерывного образования, которая предполагает постоянное обновление и формирование творческой личности, способной к достижению жизненного успеха.
Изменение социального и государственного заказов к системе образования нашло свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения. В соответствии с ними предполагается, что школы получат значительную самостоятельность в организации образовательного процесса, в реализации творческого, исследовательского компонента деятельности учителей и учащихся.
- В чем конкретно такая самостоятельность может проявиться на примере вашей школы?
- Во-первых, в выборе самим образовательным учреждением учебного плана с индивидуальными маршрутами учащихся. Еще в выборе учебно-методических комплектов, в разработке и внедрении в учебный процесс нелинейного учебного расписания. И конечно, в организации и содержании неаудиторной занятости, которую самостоятельно определяет сам педагог.
Проект «Школа личностного роста» предполагает создание всех необходимых условий для инновационного развития учреждения образования в условиях внедрения ФГОС. Среди задач проекта - совершенствование школьной инфраструктуры, разработка и внедрение новых подходов к организации труда учителей, новые подходы к измерениям образовательных результатов школьников, современные технологии организации учебной и внеучебной деятельности, а также поиск возможностей обеспечения индивидуальных образовательных запросов обучающихся. Программа развития предполагает создание модели новой школы, суть которой заключается в личностном росте всех участников образовательного процесса.
Каждая из задач проекта имеет конкретные решения. Например, организация школьной инфраструктуры включает в себя создание материально-технической базы для внеурочной и неаудиторной занятости. В школе активно работают три музея: краеведческий, в котором представлена история села, музей матери и музей истории школы. Есть своя музыкальная студия, медиацентр, хорошая библиотека, а также оборудованы многофункциональная спортивная площадка и стадион.
К организации труда учителей также предъявляются новые требования: комплектами АРМ (автоматизированное рабочее место учителя) оборудованы все учебные кабинеты. В школе создана единая беспроводная локальная сеть wi-fi, все педагоги имеют доступ к электронным образовательным ресурсам. Организовано дистанционное обучение учащихся, а в рабочих программах педагогов увеличена доля практических, проектных и исследовательских занятий. Внедряются новые формы аттестации, совершенствуется НСОТ.
В оценке образовательных результатов школьников также есть свои новшества: активно создаются и используются портфолио учеников, проводятся независимые онлайн-тестирования с использованием интернет-ресурсов, организуются мониторинговые исследования по учебным предметам.
- Василий Тимофеевич, очевидно, что для создания новой школы было нужно по-новому подготовить и кадры?
- Мы осознали, что нам необходим переход к деятельностно-компетентностной модели с ведущим фактором человеческого взаимодействия, который приведет к существенным изменениям основных направлений образовательного процесса. И уверенные шаги в этом направлении в нашей школе уже делаются. В сентябре и администрация, и учителя ведущих предметов прошли курсовую переподготовку в Москве по внедрению ФГОС основного общего образования. Кроме этого, в школе созданы четыре специальных центра. Научно-исследовательский и информационный - для организации научно-исследовательской деятельности учащихся. Центр дистанционного обучения - для организации ДО и внедрения индивидуальных учебных планов. Центр культурно-досуговой деятельности - для организации внеурочной деятельности и развития творческих способностей детей. А центр оценки качества образования - для проведения мониторинговых исследований и повышения уровня образования.
- Василий Тимофеевич, пожалуйста, расскажите о работе центров подробнее.
- Начнем с последнего. Руководит центром оценки качества образования учитель математики Светлана Николаевна Шевцова. Центр занимается организацией независимого онлайн-тестирования, мониторинговыми исследованиями, ведет подготовку к ГИА в формах ЕГЭ и ОГЭ и помогает в подготовке и проведении аттестации педагогических кадров.
Учитель физики Ольга Васильевна Шестопалова возглавляет центр научно-исследовательской деятельности, который отвечает за выполнение практической части программ по физике, химии и биологии, организует проектно-исследовательские работы в соответствии с учебными программами и с использованием нового оборудования. Также центр отвечает за различные мастер-классы и уроки-исследования, за участие в конкурсах, олимпиадах и интернет-олимпиадах.
Центром дистанционного обучения руководит наш учитель информатики Ирина Николаевна Бреусова, здесь занимаются организацией обучения в «телешколе» для подготовки к ГИА, профильным обучением в дистанционном режиме, реализацией индивидуальных образовательных маршрутов учащихся и организацией курсовой переподготовки педагогов в дистанционном режиме.
- А какую работу ведет ваш центр культурно-досуговой деятельности?
- В ведении этого центра, который возглавляет мой заместитель по воспитательной работе Иван Николаевич Чайка, вся внешкольная и внеурочная работа, вечера, конкурсы и праздники, художественная самодеятельность. Причем не только для школы, но и для всего микрорайона. Мы, например, проводим праздники улиц и всего села, День молодежи, праздник мам, «Люблю свое село родное», «В семье единой», проводы зимы, спортивные праздники - все это наше. Кружковая и клубная работа в микрорайоне - тоже ответственность центра. А еще организация туристических походов и краеведческая деятельность.
- Василий Тимофеевич, мы начали разговор с того, что Новомарковка находится почти на границе нашего государства. Какой отпечаток это накладывает на жизнь школы?
- В нашей школе сегодня 155 учеников. Это ребята разных национальностей, кроме русских есть белорусы, корейцы, узбеки и, конечно, украинцы. А с Украиной нас связывают давние дружеские и родственные связи. Украинские хлопцы взяли в жены русских девчат, русские парни женились на украинских девушках. Все проживают в нашем многонациональном селе. В школе работают учителями начальных классов Неловкина Валентина Павловна, Гелунова Ирина Васильевна - выходцы из Украины. Все живем дружно, и всем интересна наша большая Родина Россия и малая - родной кантемировский край.

Слагаемые успеха от Василия ДЕРЕВЯНКО


    Формирование в педколлективе чувства нужности и важности каждого из работников.
    Стремление выработать единую цель в работе, достижению которой способствует каждый.
    В управлении должны принимать участие все участники образовательного процесса: родители, педагоги, учащиеся, социальные партнеры, учредитель.
    В основе управления образовательным учреждением главное место отводится программе развития ОУ, образовательной программе и другим внутриучрежденческим документам.
    Эффективность работы педагогов необходимо поддерживать за счет естественного соревнования и на основании поддержания статуса качественной и инновационной работы.

с. Новомарковка, Воронежская область