Машина  времени для учителя
Надежда Князева - учитель по призванию и  художник по жизни: рисованием, живописью увлекается с детства. Но поскольку времени на  пленэры у учителя начальных классов  нет, занялась более ускоренной версией изображения прекрасного - фотографией. Оказалось, впрочем, что  фотография занимает не меньше времени, чем рисование. Иногда приходится  все утро ползать по траве возле дома, чтобы «поймать» отражение в капельке росы. Или вовсе отправляться за тридевять земель в надежде увидеть синие горы, белые реки, ватный туман и  людей со счастливыми глазами! А бывает, Надежда Константиновна просто выглядывает из школьного окошка и видит  увлекательный фильм под названием «Жизнь»:  дед на роликах, мальчики на турнике, коляски с мамами, два пуделя  и такса, толстушки на пробежке... И тогда ее выручает верный помощник - фотоаппарат.
У нее чудесные работы - прозрачные озера и серебряные паутины, искрящиеся глаза детей и взрослых, расплывшиеся буквы из писем с фронта... В них нет ощущения искусственности, постановки,  в них  искренность и любовь к миру. Ее работы любят  не только в красноярских газетах и галереях, их знают  в Санкт-Петербурге, где они пользовались успехом на выставке «Сибирь В.О. мне», и даже в далекой Гватемале, куда они отправились вместе с другими произведениями  участников Всероссийского фотоконкурса «Святое и ценное». И это далеко не все ее увлечения,  есть еще живопись,  волейбол, горные лыжи, домашний театр...
-  Только творческий учитель,  помогая  раскрыться внутреннему миру своих подопечных, дает  им возможность стать хозяевами своей жизни. Научить быть счастливыми и успешными своих учеников может лишь счастливый и успешный человек. Как может грустный, скучный, неудовлетворенный зарплатой, учениками, начальством, режимом учитель  заразить ребенка любовью к наукам, к исследованию, эксперименту?  -  не понимает Надежда Константиновна. - Он сам не может решиться на выбор своей позиции в жизни, сам боится ошибиться и предпочитает лениво роптать на обстоятельства. Вы знаете много учителей, которые умеют еще что-то, кроме того как учить других?
По мнению Князевой,  учителям надо в обязательном порядке выдавать билеты в кино, на современные выставки, музейные ночи, перформансы, устраивать просмотры, показы.  Чтобы поощрять личные увлечения, хобби, надо иметь свои. Ведь в  современном образовании, как считает Надежда Константиновна,  ученики находятся впереди своих учителей -  новые человеческие отношения быстрее того ритма, к которому привыкли педагоги. Нужны новые идеи, новые взгляды, просто новая жизнь! Все это она  находит для себя каждый день в школе.
-  Я, как учитель начальных классов, изобрела машину времени. Могу каждые четыре года возвращаться в детство, когда восторг, интерес к неизведанному, страх перед будущим, испытание дисциплиной, новая ответственность, поиск, открытия -  в общем, все то, что зовется школой, приходится переживать заново с первоклашками и идти вместе с ними по пути, с которого не свернешь. Я первый учитель, который  встречает ребенка на этом пути. Фотограф пытается остановить мгновение, а учитель - вернуть его, это мгновение, с другими детьми. В этом разгадка молодости учителей.

Ошибки - путь к успеху
15 лет отработав в школе, она не устает удивляться своим ученикам. Может долго и взахлеб рассказывать, как удалось решить профессорскую задачу Милане, какие термины использует спорщица Катя, как философствует Кирилл, как Ира организует команду, а Даша строит модели. Взрослого, умного, энергичного человека поражают скорость  мысли и буйство фантазии детей. Но восхищается она и другим учеником, который  пишет с ошибками и путает синонимы с антонимами. Зато каждый день на каждом уроке Максим готов решать каждую учебную задачу. Не важно, какой предмет, Максим чешет в затылке и решает, делает ошибки, исправляет, снова решает...
- Я очень люблю вызывать Максима к доске, потому что остальные должны быть крайне внимательны, чтобы вовремя увидеть ошибку, которых он делает немало. Благодаря Максиму мы повторяем  пройденное и выходим на новый материал, - рассказывает Надежда Константиновна. - Как часто мы, взрослые, боимся ошибиться,   как часто не совершаем чего-то великого из-за этой боязни! И как легко дети ошибаются, спотыкаются, встают и снова бегут по пути к знанию! Только эта способность детей рождает гениев и продвигает все человечество вперед - к будущим цивилизациям.  И как меня вдохновляет  поднятая рука Максима на каждом уроке!
Профессиональным маяком, стилем жизни и даже  пособием для воспитания родных детей  для Надежды Князевой стала технология развивающего обучения Эльконина - Давыдова.  Ведь именно она предлагает инструмент для реализации системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников.  В технологии развивающего обучения  Надежду Константиновну привлекает возможность создать условия для проживания ситуации и самостоятельного выбора варианта решения проблемы, для осознания личной ответственности за результат. Она хочет, чтобы знания, которые ребенок получает в школе, можно было применить в жизни, а для этого надо дать способ действия.
- «Думание руками» с первого класса, построение модели способа действия, ориентирование в нестандартной ситуации - все это выращивает учебную деятельность, способность учить себя. А это и есть цель учителя  - выращивать  умение учиться: воспринимать новую информацию, обмениваться ей, анализировать ее, делать выводы, сопоставлять разные точки зрения на одно явление, находить его в разных областях жизни, - говорит  Князева. -  Люблю смелых детей и стараюсь сохранить эту смелость и укрепить ее для будущего развития ребенка. Не менее важным качеством считаю любознательность и способность удивляться. Считаю завышенную самооценку имеющей право на существование, хотя сама к себе отношусь очень критично.

Не воспитывать, а любить
Педагогическое кредо Надежды Князевой:  «Все в твоих руках!» Она считает, что учитель может сделать ученика всесильным,  способным к поиску и решению любых проблем. И он же способен превратить ребенка в зависимого, боязливого. Поэтому утверждает, что главное качество учителя, так же как и мамы, - чуткость.  Надежда Константиновна мама трижды: два мальчика, одна девочка, двое упертых, один покладистый. Иногда мама внутри ее  борется с учителем.  Недавно пошла в магазин за методичками, а вернулась с полной сумкой раскрасок для малышей. Но чаще мама помогает учителю. На создание программы по внеурочной деятельности «Студия мультипликации»  подвигла любовь своих малышей к мультяшкам, которые не всегда отвечают материнской «цензуре». Вот и решила - будем сами делать собственные мультипликационные ролики.  Колобок на новый лад в их сказке не бродит по лесу, а катается на машине по городу, где все звери соблюдают правила перехода дороги, а лиса нарушает. Для фильма «Я живу в России» второклассники дружно лепили пластилиновые кирпичики, чтобы сложить из них Кремль. Постепенно Надежда Константиновна  перенесла деятельность студии  на уроки: вместе с ребятами создает  творческие модели для решения задачи, рождения орфографического правила или доказательства законов природы.
- Я вижу, как растут мои ученики, как пытаются подойти с разных сторон к решению учебных задач, как создают творческие работы, которыми можно гордиться, и надеюсь, что любознательность и умение удивляться никогда не оставят их светлые головы.  Занятия в студии мультипликации не просто знакомят с основами фотографии и простыми видеоредакторами, но и формируют  самооценку, умение ставить цели, планировать деятельность, оценивать ее, достигать определенного результата,  - делится  учитель.
У детских мультроликов обнаружился «побочный эффект» - воздействие на родителей. Сняли  с первоклашками фильм о вреде курения. С одной стороны, вроде рано. С другой -  учительница заметила: часто дети приходят в класс,  пропахшие дымом, очевидно, курят их родители. Ведь в педагоге все должно быть чутким - и душа, и руки, и нос! А 50 родителей и 20-30 бабушек-дедушек, которых она получила в придачу к детям, прислушиваются к ее мнению. И главное - они сами учатся прислушиваться к мнению детей. Пожалуй, это и есть то, на чем основывается воспитание, - уважение к личности ребенка.   
- Как говорят некоторые родители своим детям: «Ну иди сюда, сейчас я тебя буду воспитывать!» То есть вот была жизнь, полная интересных встреч и событий, ошибок и побед, а вот сейчас будет воспитание. Далее следует набор воспитательных средств, который варьируется в зависимости от  житейского опыта и степени любви к ребенку. Такая схема часто действует не только в семье, но и в школе, только в роли «воспитателя»  педагог, а происходит «сейчас я тебя буду воспитывать»  на классном часе,  - рассуждает она.
Она очень долго думала, как огранить 25 классных алмазов. Много училась, читала, экспериментировала.  И поняла - надо предоставить эту возможность самому ребенку. А задача учителя  - выковать тот инструмент, с помощью которого алмаз станет прекрасным бриллиантом  или нефтяным буром.  Не «воспитывать», а любить, не ограждать от ошибок, а вместе их анализировать, не убеждать, а помогать убедиться самим, не диктовать, а строить диалог, давать право выбора - это ее жизненные принципы. Но чтобы воспитание ребенка превратилось в самовоспитание, учитель тоже должен стремиться к самовоспитанию, саморазвитию и самореализации. Именно поэтому Надежда Константиновна  приняла участие в конкурсе «Учитель года». Ведь хороший  учитель, по ее мнению, знает, что ему надо от жизни. А Надежда Князева  хочет быть хорошим учителем и, значит,  счастливым человеком.

Красноярск