Первое, что может сделать родитель, - это посоветовать своему ребенку пройти предварительное тестирование. Сделать это можно в начале одиннадцатого класса, в августе-сентябре, проверив таким образом, насколько ребенок готов к экзамену. А дальше в зависимости от результата принять определенное решение. Но каким бы неудовлетворительным, на взгляд родителей, этот результат ни оказался, все равно надо сказать ребенку, что он сможет его улучшить, если начнет серьезно и правильно готовиться. И даже если провести тестирование сейчас, за два месяца до экзамена, все равно многое можно изменить, главное - приложить к этому усилия.

Еще один совет - помочь правильно распределить время. Ребенку надо показать, убедить его в том, что если время распределено верно, у него будет шанс улучшить свои знания. А родителям необходимо подумать о хорошо организованном в течение недели отдыхе и в течение каждого дня - хорошем питании. Это важно! Будет лучше, если отдыхом станут спортивные занятия и прогулки на свежем воздухе.  
Третье. Постарайтесь убедить ребенка начинать с закрепления правил, с теории, а не с практики. Если правило разобрано, понято, выучено и по нему отрешено 10 заданий, то ошибки на это правило не будет.
Четвертое. Необходимо адекватно оценивать способности своего ребенка и никогда не предъявлять ему невыполнимых родительских ожиданий. Безусловно, всем родителям хочется, чтобы ребенок сдал на 80, а лучше на 100 баллов. Но нужно правильно оценивать ситуацию, насколько ребенок готов в данный момент и каковы его возможности, связанные со здоровьем. Ребенка нельзя сильно перегружать.
Пятое. Нужно непременно объяснить, что количество баллов, которые ребенок получит за ЕГЭ, ни в коем случае не является показателем всех его возможностей. Это всего лишь результат на сегодняшний день, зависящий от того, насколько в данный момент ребенок был готов. Даже самые сложные экзамены - это далеко не все возможности, которые ребенок сможет реализовать в своей жизни.
Теперь о том, что родители ни в коем случае не должны делать.
Надо всегда помнить, что когда экзамен сдан, результаты изменить нельзя. Поэтому не надо родителям дотошно разбираться в том, что и как писал ребенок и где он допустил ошибку. И хотя ребенок сам приходит с экзамена, ругая себя и рассказывая про свои ошибки, его надо увести от этих разговоров и успокоить. Потому что от этого страдает самооценка выпускника, ухудшаются его настроение и эмоциональное состояние, а ведь впереди еще экзамены!  
Кстати, первым экзаменом у нас идет русский язык, и к нему большинство относится без должного усердия. Наверное, это связано с тем, что русский язык наш родной, и каждый думает, что уж его-то он как-нибудь сдаст. В итоге многие испытывают после первого экзамена психологический сбой. Хотя, возможно, это еще связано и с тем, что к первому экзамену просто не успевают полностью сконцентрироваться.
Несколько слов о репетиторстве. Я против того, чтобы заниматься с репетитором в средних классах. Ребенок должен учиться сам, а родителям надо так организовывать время ребенка и его самого научить организовывать свое время таким образом, чтобы у него получалось учиться. Понимаю, что сегодня достаточно семей, в которых родители заняты и много работают, и им проще передать обучение своего ребенка профессионалам, но делать это надо не в среднем звене. Возможно, в 11-м классе, но не раньше. Ребенок должен сам осознанно подходить к своим занятиям с репетитором, иначе мы рискуем получить не обучение, а натаскивание, при котором, если месяц ребенок проболел, нужно будет начинать все заново.
Еще есть один спорный момент - это сопровождение родителями ребенка на ЕГЭ, бывает у нас и такое. На мой взгляд, это не нужно, потому что присутствие родителя - сигнал для ребенка, что мама и папа очень волнуются и для них этот момент очень важен, раз они сопровождают своего сына или дочку до пункта сдачи экзамена. И эта запредельная важность настраивает панически: а вдруг я не сумею оправдать надежды родителей?! Так настраивать ребенка нельзя.

Советы для выпускников   

    Не паниковать! Спокойно начинать работать, спокойствие всегда необходимо.
    Вопрос затраченного времени определяет лишь уровень подготовки в будущем, но в любом случае повышение этого уровня произойдет, если время будет затрачено. Поэтому необходимо определить приоритеты по предметам и соответственно этому распределять свое время.
    Строгий режим, в котором кроме занятий еще должно быть место и время досугу: достаточное время для сна, занятий спортом, отдыха и правильного полноценного питания.
    Помните о необходимости теоретической базы. Нельзя ориентироваться только на практический опыт. Но с другой стороны, иногда во время экзамена возникает ситуация, когда ты забываешь теорию вопроса. Бывает такое: заволновался и забыл! Надо положиться на логику. В тестовом варианте всегда можно найти два ответа из четырех, которые можно исключить благодаря логическим рассуждениям. А из двух оставшихся с большей вероятностью удастся найти верное решение.
    Надо признать, что результат экзамена складывается в большей части из степени подготовленности, в меньшей мере - из умения спокойно управлять собой во время процесса и, наконец, из определенной доли везения. Вот три составляющие, и первая - наибольшая.
    И последнее, что я всегда говорю своим старшеклассникам. Экзамен - это не вся их жизнь, это всего лишь один небольшой этап в большом учебном пространстве. Это фиксация итога их учебной деятельности в школе, которая показывает, насколько они оказались готовы сейчас, каков сейчас их уровень знаний. Жизнь будет и завтра, и всегда. Поэтому несомненно, что завтра они будут знать больше, чем сегодня!

Ольга ПШЕГОРСКАЯ, учитель русского языка и литературы, заместитель директора гимназии №2, Воронеж