Мы начинаем готовиться к экзамену фактически с первых дней обучения в нашей школе: поощряем в детях самостоятельное изучение материала, написание творческих работ, создание видеороликов, блогов. В этом нам помогает наша рейтинговая система. Таким образом, нашим детям в выпускном классе уже не хочется быть в последних рядах.
Если давать практические советы, то прежде всего педагогам нужно ознакомиться на сайте ФИПИ с системой оценивания заданий части С (это определенные правила игры, и эти правила должны знать все участники). Нужно внимательно разобрать демонстрационный вариант и кодификатор - это поможет понять, какие темы включаются в экзаменационную работу.
При самостоятельной подготовке не нужно пугаться сложных вопросов, а нужно постараться увидеть ключевые понятия, соотнести их с вариантом ответа. Педагогу очень важно объяснять, почему не «годятся» другие варианты ответа и к каким понятиям они вообще имеют отношение. Вообще готовиться первоначально нужно не по полным вариантам, а по темам.
Чтобы успешно выполнить задания повышенного уровня, необходимо использовать те коммуникативные навыки, которые были наработаны в течение всего периода обучения (читать текст, выделять главное, анализировать, делать выводы). Мы с ребятами много работаем с понятиями: сдаем зачеты, ищем оптимальные формулировки, выстраиваем логические цепочки.
Конечно, наибольшие трудности вызывает написание эссе - самого дорогого в баллах задания. Здесь только один выход: садимся рядом с ребенком и учим его задавать вопросы себе и отвечать на них. И самое главное, надо воспринимать подготовку к экзамену не как «несчастье всей жизни», а как повышение собственной квалификации.