- Вы сказали, что прошло широкое обсуждение проекта положения. Если суммировать кратко, на что эксперты особо советовали обратить внимание?
- Прежде всего предлагалось всячески повысить независимость и объективность проведения единого государственного экзамена. Поступило много конкретных предложений. И мы учли значительную их часть.
- А чем конкретно можно повысить независимость и объективность ЕГЭ?
- Ну прежде всего соблюдением установленных процедур. Теперь в каждой аудитории, где выпускники будут сдавать единый государственный экзамен, установят камеры видеонаблюдения. Записи будут храниться в течение трех месяцев. Это сделано для того, чтобы объективно и быстро рассматривать спорные вопросы, если они, конечно, возникнут. Вводится полный запрет на использование учащимися в ходе экзамена всех средств связи, прежде всего мобильных телефонов. Таким образом мы сможем обеспечить равные условия для всех сдающих единый государственный экзамен. Впервые у нас появляются федеральные инспектора. Это специально отобранные и подготовленные люди, которых Рособрнадзор направит в субъекты Российской Федерации, чтобы они находились в пунктах проведения экзамена. Под их особо пристальным контролем окажутся пункты, в которых были выявлены нарушения в прошлом году. Согласно положению федеральные инспектора имеют право участвовать в заседаниях региональных государственных экзаменационных комиссий. В случае обнаружения нарушений они также имеют право ставить вопрос об аннулировании результатов единого государственного экзамена. Также принятое положение закрепляет норму об общественных наблюдателях.
- Не секрет, что и в организации, и в проведении ЕГЭ очень важную роль играют председатели региональных государственных экзаменационных комиссий и руководители предметных комиссий. Но эта категория остается как-то вне общественного внимания, ее представители мало появляются в публичном пространстве.
- Как раз положение, о котором я говорил, дает нам право утверждать председателей всех государственных экзаменационных комиссий в регионах. Надо сказать, что мы уже их утвердили. Это не было пустой формальностью. Мы ведь прекрасно понимаем, что председатели региональных государственных экзаменационных комиссий - это именно те люди, которые в первую очередь отвечают в регионах за организацию итоговой аттестации и ее проведение. В случае обнаружения нарушений мы вправе отзывать председателя и утверждать другое лицо. Мы также уже согласовали руководителей предметных комиссий в субъектах. Чтобы повысить качество работы экспертов, которые будут оценивать работы выпускников, Федеральный институт педагогических измерений провел обучение представителей всех предметных комиссий.
- Давайте вернемся к задачам Рособрнадзора. Итак, первую мы обсудили. Какая вторая?
- Вторая - проведение мониторинга, контроль за реализацией субъектами принятых нормативных документов. Кстати, в этом году мы впервые подготовили и разослали в органы управления образованием пакеты методических рекомендаций, регулирующих все процедуры ЕГЭ, включающие все технологические регламенты. Прошли двухсторонние встречи со всеми регионами. С каждым субъектом подписан протокол о взаимодействии. На основании этих протоколов все регионы разработали планы, включающие организационные, кадровые и финансовые вопросы организации и проведения единого государственного экзамена.
Третья наша задача связана с разработкой, тиражированием и доставкой экзаменационных материалов в регионы. Разработкой экзаменационных материалов, как вы знаете, занимается Федеральный институт педагогических измерений. Там собраны лучшие методисты, учителя самой высокой квалификации.
- Есть ли какие-то принципиальные изменения в разработке, тиражировании и доставке экзаменационных материалов в этом году?
- Как я уже не раз подчеркивал, в этом году никаких принципиальных содержательных изменений экзаменационных материалов нет. И это связано с тем, что демоверсии были опубликованы еще в сентябре. Все изменения касаются повышения объективности и независимости проведения ЕГЭ и обеспечения равных условий всем выпускникам независимо от их места проживания. Именно поэтому сейчас мы заканчиваем разработку экзаменационных материалов по часовым поясам. Мы также значительно увеличили количество вариантов, чтобы, после того как экзамен прошел на Дальнем Востоке, его заданиями не воспользовались в Центральной России. Надо сказать, что впервые в ноябре прошлого года на сайте ФИПИ были размещены примерные задания для подготовки к единому экзамену по всем предметам - шестьдесят тысяч. До этого такая практика существовала только по математике. Хотя это в основном задания прошлых лет, но есть среди них и задания нынешнего, 2014 года. Надо также заметить, что изменились пункты назначения доставки экзаменационных материалов. Если раньше доставка осуществлялась в органы управления образованием, то теперь - спецсвязью на специальные склады. За несколько часов до экзамена представители государственной экзаменационной комиссии будут забирать с этих складов КИМы и направлять их в пункты проведения экзаменов.
- Экзамен прошел. Все процедуры соблюдены. Справедливость торжествует. Но впереди очень тяжелый период - проверка результатов.
- С этим связана наша четвертая функция: разработка программного обеспечения для проверки результатов единого государственного экзамена и организация обработки его результатов. Представьте себе: около 800000 выпускников сдают ЕГЭ. Нам надо оперативно, в течение нескольких дней, обработать все результаты и представить их выпускникам, чтобы они могли подать заявления в вузы. Понятно, что части А и В проверяются автоматически. Что касается части С, то Федеральный центр тестирования разработал программное обеспечение, которое позволяет, отсканировав выполненное задание, распечатать его и передать для проверки эксперту, не привязывая к ученику. Кстати, в этом году в каждом регионе программа сама выберет определенное число работ и отправит их для проверки в другой регион. Конечно, при выборе региона, где будут проверяться присланные работы, будут учитываться часовые пояса, количество сдающих экзамен и другие факторы.
- Закон об образовании отменил бумажные сертификаты о сдаче ЕГЭ. Кому это на пользу?
- Всем. Ученикам. Им не надо ждать, когда придет бумажный вариант. Организаторам единого экзамена - стало меньше бумажной работы. Сама процедура становится более четкой и прозрачной. Свой результат выпускник сможет увидеть на специальных сайтах, а затем в каждой школе на стендах появятся баллы всех учеников по всем предметам. Каждый вуз при зачислении обязан проверить результаты через федеральную базу данных.
- Вот мы и подошли к пятой функции вашего ведомства. В чем ее суть?
- Как вы могли предположить, это информационная работа, разъяснение механизмов организации и проведения единого государственного экзамена. В этом плане главным ресурсом является наш портал www.ege.edu.ru, на котором в этом году мы впервые разместили все информационные материалы и для учителей, и для организаторов единого экзамена, и для выпускников, и для их родителей. Я бы сказал, все, что там находится, представляет собой комплексный информационный продукт, своеобразную энциклопедию единого государственного экзамена, построенную с учетом последних достижений в области медиа- и информационно-коммуникационных технологий. Там есть видеоролики всех председателей предметных комиссий, рассказывающих об особенностях сдачи того или иного предмета, построении экзаменационных материалов. Там есть привлекающие внимание плакаты - «дорожные карты». Там есть рекомендации психологов, как готовиться к единому государственному экзамену. Я считаю, что все задачи в организационном, нормативном, информационном плане по ЕГЭ Рособрнадзором решены. Все необходимые инструменты и механизмы подготовлены. Дело сейчас за субъектами Российской Федерации. Как они сработают - таков и будет результат.
- В предыдущие годы много споров и нареканий вызывала процедура определения порога единого государственного экзамена. Критики утверждали, что ЕГЭ никогда не даст объективной картины качества знаний или, если хотите, образования. Поскольку вначале определяется, сколько реально человек не справились с заданиями, то есть получили двойку, а потом объявляется порог, который уменьшает количество несправившихся в разы. Независимые эксперты говорят, что, например, школьную программу по математике у нас реально не усваивает до двадцати пяти процентов учащихся, а ЕГЭ показывает цифру не больше 5-8 процентов.
- Вы правы, проблема в самом деле была. Пороги определялись после экзамена. Накопленный опыт, проведенная аналитическая работа позволили поменять подход. Теперь у нас фиксированные пороги по всем предметам. Они не меняются каждый год. И это дает возможность использовать учащемуся его результаты ЕГЭ в течение 4 лет после сдачи. Недавно я был в школе-интернате, где ребенок сказал, что вначале он пойдет в учреждение среднего профессионального образования, отучится там три года, а уже потом будет поступать в вуз с результатами единого государственного экзамена, которые получит в этом году. Хочу еще раз подчеркнуть, что в этом году пороги не изменились, они такие же, как и в прошлом году (по русскому языку - 36 баллов, по математике - 24).
- Сергей Сергеевич, я не могу не спросить вас о том, чем завершился прошлогодний скандал с утечкой контрольно-измерительных материалов. Это был самый масштабный скандал за всю историю ЕГЭ. «Учительская газета» внимательно следила за ним и даже очень точно предсказала, как он будет развиваться.
- Я могу лишь сказать, что расследование не закончено. Компетентные органы его продолжают. Мы же, проанализировав ситуацию прошлого года, предложили механизмы, которые, на наш взгляд, минимизируют возможность повторения прошлогодней ситуации. Сегодня экзаменационные задания разрабатываются в ФИПИ.

Во-первых, их очень много, что снижает риск повторения. Во-вторых, в отличие от прошлого года они формируются автоматически вообще в другой организации, не имеющей никакого отношения ни к ФИПИ, ни к Федеральному центру тестирования, ни, собственно говоря, к Рособрнадзору.
- Как сделать так, чтобы регионы были заинтересованы в честном проведении единого государственного экзамена, объективной оценке учебных достижений учащихся?
- Я очень надеюсь, что люди, отвечающие за образование в регионах, хотят, чтобы их образовательные системы динамично развивались, чтобы они выпускали учеников, которые смогут четко определиться в жизни, смогут конкурировать на рынке труда. Чтобы построить такие системы, прежде всего требуется объективная, иногда очень жесткая оценка того, на каком уровне ты находишься. Честный экзамен, когда соблюдаются все процедуры, дает такую возможность. И я верю, что большинство региональных руководителей заинтересованы в объективности. Хотя, как вы сами хорошо знаете, были и нелицеприятные ситуации, когда, например, арестовали за взятку за хорошие результаты ЕГЭ министра образования Карачаево-Черкесии. Сейчас складывается очень интересная ситуация в Республике Дагестан, которая, как вы помните, прославилась в прошлом году «экзаменационным туризмом». Глава республики поставил органам управления образованием четкую задачу: провести ЕГЭ максимально честно, чтобы получить объективные результаты качества образования в регионе. Я думаю, что главные проблемы кроются не в региональных органах управления образованием, а сосредоточены на уровне пунктов проведения экзаменов.
- Может быть, чтобы избежать многих проблем, связанных с коррупционной составляющей именно на этом уровне, надо вывести итоговую аттестацию из системы образования?
- Да, во многих странах существует такая практика. В Китае итоговый экзамен контролирует армия. В Соединенных Штатах тестирование проводят независимые агентства. Но мне кажется, не стоит выводить итоговую аттестацию из системы образования. Но что стоит делать, это постоянно повышать ее независимость и объективность. Решению этой задачи может помочь создание независимых центров по сдаче ЕГЭ. В этом году мы уже откроем четыре таких центра - в Сыктывкаре, Пятигорске, Махачкале и Нальчике. Там среди организаторов проведения экзамена не будет представителей системы образования. Их роль будут выполнять специально подготовленные и обученные технологии проведения ЕГЭ сотрудники.
- Единый государственный экзамен сдают и дети с особыми потребностями. Для них требуются специальные экзаменационные материалы. Есть ли они? Хватает ли их?
- Помните, мы вместе с вами были в московской школе-интернате №1 для слепых и слабовидящих детей. Проводили там пробное тестирование новых экзаменационных материалов по русскому языку, напечатанных с использованием шрифта Брайля. Надо сказать, что в этом году для этой категории ребят мы увеличили количество тренировочных материалов. Выпускников с ограничениями по здоровью, которые хотели бы сдать ЕГЭ, с каждым годом становится все больше. Так, к нам уже поступили заявки из 37 субъектов на проведение единого экзамена для детей с ограниченными возможностями. Мы будем делать все, чтобы максимально удовлетворить их потребности. После встречи в школе-интернате с учителями, учащимися и их родителями договорились, что будут разработаны специальные методические рекомендации, где будут описаны все особенности, которые надо учитывать при организации экзамена для данной категории детей. Я также дал поручение соответствующим работникам Рособрнадзора изучить возможности использования термопечати для экзаменационных материалов. Благодаря этой технологии в экзаменационных материалах появились бы более качественные для восприятия этой группой детей графические изображения, которые являются неотъемлемой частью экзаменационных материалов.
- Сергей Сергеевич, вы опубликовали задания прошлых лет. Наши читатели, а это преимущественно учителя, спрашивают: а почему бы Рособрнадзору не обнародовать КИМы 2013 года?
- Интересный вопрос. Мы его внимательно изучим, и если нет никаких формальных препятствий, опубликуем КИМы 2013 года. Когда решение будет принято, мы «Учительскую газету» первой известим.
- Может, не надо ничего контролировать? Никакого оценивания и никаких оценок. Свободное развитие ребенка, свободное образование. Кто захочет чего-то достичь, тот и так будет учиться...
- Знаете, я начинал свою карьеру в научной среде, где занимался вопросами управления образованием, информатизацией образования, дидактикой. И везде я сталкивался с тем, что оценивание необходимо. Аттестация и контроль знаний - составляющий элемент любой образовательной системы. Как бы она ни менялась, в каком бы направлении ни развивалась - вопрос обратной связи (оценка результатов - это и есть обратная связь) всегда будет актуален. В оценке присутствуют два основных компонента - это технология оценки и ее содержание.
Что такое ЕГЭ? Во-первых, это фактически возможность выпускника сдать итоговый экзамен за курс того или иного предмета школьной программы, не выезжая из того места, где он живет. А во-вторых, возможность направить полученные результаты в любой вуз страны. Как выпускник сдает экзамен? Как правило, самостоятельно. Или пользуется подсказками. Позволяя кому-то пользоваться подсказками, мы создаем для ребят ситуацию неравных условий. Они должны знать, чувствовать, видеть, что экзамен - это всегда демонстрация собственных знаний. Другого не дано. Зная это, они будут учиться, они будут готовиться к экзаменам, они будут дорожить своими знаниями и полученными результатами. Объективность и независимость оценки - два ключевых принципа: должны быть созданы равные условия для всех учеников и никто не должен попасть под исключение из правил, а само оценивание должно проводиться вне стен учебного заведения и не теми, кто учил. Вторая проблема связана с содержанием: что спрашивают на экзамене? Я повторю еще раз известную всем аксиому: мы должны спрашивать то, чему мы учили в школе, то есть содержание образования должно соответствовать принятым стандартам.
- Сергей Сергеевич, напоследок хочу спросить вас: насколько жестка конструкция структуры экзаменационных материалов? Она на века?
- У нас в советской школе не было традиции заданий с выбором ответов. Поэтому и возникло такое негативное отношение к этому типу заданий. Мне понравилось, как недавно один из экспертов объяснял, что такое задачи с выбором ответов. Доезжает машина до перекрестка. Есть четыре возможных траектории дальнейшего движения: прямо, налево, направо, развернуться в обратную сторону. Согласно правилам движения в этом месте можно ехать только прямо. Из четырех ответов, если ты знаешь правила, выберешь один, правильный - прямо. Таким образом устроена часть А наших экзаменационных материалов. Если экспертное и профессиональное сообщества придут к выводу, что этой части не должно быть, мы готовы постепенно от нее отказаться, хоть даже в экзаменах по всем предметам. Но это решение за специалистами, и решение не этого, а следующего экзаменационного года.
Что такое часть В: чтобы выбрать правильный ответ, ты выполняешь правильно задание. Все согласны, что часть В стоит модернизировать и расширять.
А часть С - это практически тот же самый экзамен в письменном виде, который сдавали раньше. Сейчас мы прорабатываем вопрос расширения части С, и не только сложных заданий, может быть, введем задания легкого и среднего уровня. Тут, правда, мы сталкиваемся с рядом проблем, одна из которых заключается в том, что у нас весьма ограниченное время на обработку результатов - 7-8 дней. Этого крайне мало, чтобы обработать результаты части С в новом формате. Если мы найдем такое организационное или технологическое решение, которое позволит увеличить время на обработку результатов, то мы сможем отказаться от частей А и В в экзаменационных материалах. Можно обсуждать еще один вариант на будущее: оставить все три части и дать право ребенку выполнить любую из них. При этом он должен знать, сколько баллов за какую часть получит и какой порог должен преодолеть, чтобы пройти итоговую аттестацию по обязательным предметам. Так что единый государственный экзамен - живая структура. И он будет развиваться, совершенствоваться в соответствии с требованиями времени, которое никогда не стоит на месте.